О лётчиках журналисты пишут часто. И незаслуженно обходят вниманием представителей, пожалуй, самых многочисленных профессий в авиации – авиационных механиков, техников и инженеров. В Ейске в военном городке живёт один из таких людей – Николай Константинович Ракитин.

Когда началась Великая Отечественная война, он подал заявление в военкомат, чтобы его отправили добровольцем на фронт. Но Николай ещё учился в десятом классе, было ему всего шестнадцать – воевать рановато. Зато военком знал, что Николай «болен» небом – занимался в аэроклубе и уже летал на планерах и «кукурузниках». А значит какая-то лётная подготовка уже была. И его направили в Пермское лётное училище. Но дело было в ноябре, группа оказалась укомплектованной и начались занятия. Поэтому Николаю предложили стать курсантом Пермского авиационно-технического морского училища, которое тогда перешло на сокращённый срок обучения. Так или иначе, всё равно это было «ближе к небу», к мечте.

Через год Николай Ракитин окончил учёбу в звании сержанта, получив специальность авиамеханика. И сразу был зачислен в группу обучения полётам на английском истребителе «харрикейн» (самолёты поставляли по ленд-лизу). А через неделю его направили служить на Дальний Восток, в Приморский край. В составе десантного отряда принимал участие в войне с Японией. «По ночам, – вспоминает Николай, – нужно было бдительно охранять самолёты от диверсантов-самураев. А днём мы готовили самолёты к боевым вылетам. Восстанавливать повреждённую машину часто приходилось в течение ночи – с рассветом самолёт снова уходил в бой». Влюблённый в своё дело. Николай так мастерски работал, что подготовленный им к полётам, казалось бы, видавший виды самолёт выглядел словно только что сошёл с конвейера. Такие, как он, мастера имели исключительно свой, «именной» инструмент, на который ставили личное клеймо. Приказом по полку самолёт Ракитина был признан эталоном – на его борту красовалась пятиконечная звезда. За восемь лет сержант Ракитин освоил все типы истребителей – и «лавочкиных», и «яковлевых», успел поработать на английских «харрикейнах», американских «аэрокобрах».

В 1948 году для прохождения дальнейшей службы старший сержант Ракитин был направлен в Военно-морское авиационное училище имени Сталина, в город Ейск. Не раз пришлось перегонять из Риги в Ейск учебно-тренировочные самолёты-истребители ЯК-11. Николай Константинович вспоминает, как в один из перелётов он находился в замыкающем группу самолёте. И неожиданно под Смоленском машина стала резко терять скорость и высоту. Лётчик дал команду прыгать с парашютом. Под крылом – лес, высота тысяча метров. Мгновения решали всё. Самолёт был учебным, с дублирующим управлением, и Николай не растерялся – взял управление двигателем на себя. Машина вздрогнула и снова стала набирать высоту. А вскоре их ЯК догнал группу и благополучно приземлился на ейский аэродром. За это Ракитин был поощрён командующим военным округом. Способного и грамотного специалиста зачислили на курсы авиатехников, где переучивали специалистов с поршневых на реактивные самолёты. А после окончания учёбы Николаю присвоили звание техника-лейтенанта, он продолжил службу на реактивных истребителях первого поколения МИГ-15. Пройдя все технические должности и показав себя отличным специалистом, Николай Ракитин стал инженером эскадрильи.

В начале 50-х продолжалось переучивание лётно-технического состава для работы с реактивной техникой. Но взлётно-посадочной полосы с твёрдым покрытием на ейском аэродроме тогда не было. Взлетали «с грунта», взметая облака пыли, а в слякоть – грязи. В то время в Ейске не было и организаций, которые могли выполнять работы по обслуживанию самолётов. Всё держалось на техниках и механиках. Им приходилось после пяти-шести заправок самолётов оставаться на вторую смену, чтобы сделать текущий ремонт или заменить авиационный двигатель. А на следующее утро надо было «облетать» и «обкатать» установленный на самолёт двигатель. И всем этим руководил Ракитин – инженер эскадрильи. А мы тогда были молодыми техниками, многие только после училища. Николай Константинович был учителем, наставником. У него за плечами был бесценный опыт обслуживания самолётов, в том числе в условиях войны. Он не только лично выполнял самые ответственные работы. Он сочетал в себе мудрого инженера и учителя, наставника. Умел разглядеть в человеке всё лучшее, что было в нём.

За тридцать два года службы в Военно-воздушных силах Николай Константинович Ракитин воспитал и обучил не одно поколение славных авиаторов. Закончил службу в звании подполковника. Имеет две медали «За боевые заслуги», два ордена Отечественной войны и другие боевые награды. Вверенная ему эскадрилья, говоря языком лётчиков, «выполняла поставленные задачи без предпосылок к лётным происшествиям».