Ещё в прошлом веке между Ейском и Староминской по железной дороге курсировала так называемая «коза» – пара-тройка общих вагонов, прицепленных к маневровому тепловозу. На преодоление семидесяти километров, которые разделяют наш город с узловой железнодорожной станцией, это чудо пригородного сообщения тратило около трёх часов. Лет восемь назад на этот участок вышел симпатичный вагончик – современный и резвый рельсовый автобус РА1. Идёт ходко, но мягко, свой маршрут «делает» менее чем за два часа. Впрочем, недовольное ворчание в салоне иногда слышится: почему так медленно, почему летом так душно… Чтобы посмотреть, как это – водить железнодорожный транспорт, я попросился прокатиться в кабине машиниста рельсового автобуса.

По рельсам

Машинист Виталий Старченко (на фото) за рычагами рельсового автобуса уже три года. До этого водил грузовые тепло– и электровозы. Говорит, что здесь больше ответственности: в салоне пассажиры, а не бездушный груз. Управлять лёгким, по железнодорожным меркам («всего-то» полсотни тонн), «трамвайчиком» проще, чем грузовым составом, вес которого измеряется сотнями тысяч тонн. С помощником машиниста Эдуардом Зарубой они хорошо сработались. После каждой смены кабины (приехали в Ейск, бригада переходит в кабину, которая до этого была хвостовой, а теперь стала головной) проверяют исправность всех систем. Особое внимание – безопасности. Тормозная система состоит из электрического, пневматического и гидравлического контуров. Во время движения тормоза проверяют на определённых участках перегона. Машина должна замедлиться, например, с 40 до 30 км/ч и уложиться при этом в 250 метров. В случае неисправности тормозов машина до конечной точки маршрута доедет всё равно, но на самой низкой скорости, а по прибытии её отправят в депо на ремонт.

Система контроля бодрости машиниста состоит из двух частей. Браслет считывает пульс и передаёт его данные на контрольный аппарат. В случае замедления пульса, означающего, что машинист задремал, раздаётся сигнал, и транспорт экстренно останавливается. В кабине установлено так называемое «реле бдительности» – кнопка, которую нужно время от времени нажимать, иначе локомотив также остановится.

Машинист и его помощник постоянно между собой обмениваются информацией. Причём, в строгом соответствии с регламентом. Для неподготовленного уха их переговоры малопонятны: «Внимание, впереди по маршруту переезд. – Наблюдаю. – Переезд свободен. – Свободен. – Переезд проследовали без замечаний. – Справа без замечаний». Вслух проговаривают все знаки, приближающиеся стрелки, путепроводы. Знаков на железной дороге едва ли не больше, чем на обычной, по которой ездят автомобили. И цветов у железнодорожного светофора – пять.

Смотришь на слаженные, доведённые до автоматизма действия бригады и думаешь: со временем вообще смогут с закрытыми глазами ездить. Но нештатные ситуации, которые создают люди, не дают расслабиться. Множество неприятных моментов доставляют автомобилисты на нерегулируемых переездах (между Староминской и Ейском их с полдесятка). Особенно зимой в районе Старощербиновской: рыбаки, даже видя приближающийся локомотив, стараются проскочить перед ним.

Рельсовый автобус может двигаться со скоростью 100 км/ч. От Ейска до Александровки и на нескольких участках пути между Старощербиновской и Староминской он так и едет. А вот на остальных – скорость ограничена до сорока из-за состояния путей. Говорят, что в течение этого года рельсы приведут в порядок и «вагончик» будет давать сотню на всём маршруте.

«Они что, думают, что клёв закончится за эту минуту, что нужно постоять?» – недоумевает Виталий Старченко. Кстати, говорят, что ни один железнодорожник никогда не станет так рисковать: хорошо знает и тормозной путь железнодорожного транспорта, и разницу масс при столкновениях на переездах.

А вот в самом Ейске самое «интересное» начинается летом: в пляжной зоне, через которую пролегает путь, отдыхающие проявляют такую беспечность, что даже загорать ложатся прямо в колее.

«И дебоширы бывали в салоне. Действуем всегда по стандарту: через дежурного на следующую станцию вызываем полицию. Приезжаем – наряд уже ждёт. Иногда становится плохо пассажирам. Недавно вот у женщины сердечный приступ случился. Та же схема: через дежурного вызываем «скорую», – рассказывает Эдуард Заруба.

Самое сложное в работе, как говорят машинисты, – держать себя в режиме повышенного внимания все 12 часов смены. Устают именно от этого. Поэтому и не разрешено им работать более 12 часов в сутки и две ночи подряд. Перед каждой сменой – обязательный медосмотр: давление, общее состояние организма. И в «трубочку» дышат. Не быть допущенным к управлению из-за алкоголя равносильно увольнению.

Кассир

Билет на рельсовый автобус в кассе вокзала не купишь: в самом транспорте работают отдельные кассиры. Любовь Калашникова (на фото) на этой должности уже второй год. Всю жизнь работала закройщицей, а когда вышла на пенсию, стало вдруг скучно. Знакомые посоветовали попробовать себя на железной дороге. Сдала экзамен (кассир должен знать все льготные категории пассажиров и документы, их подтверждающие) и – в путь! Теперь, говорит Любовь Петровна, скучать не приходится. Первый рейс из Староминской в Ейск около шести утра, на работу она приходит к пяти. После смены домой попадает хорошо если к двум. Но работа нравится. «Постоянно общаюсь с пассажирами. Бывает, садятся рядом, рассказывают истории из своей жизни. Стараюсь находить общий язык со всеми – и с пенсионерами, и со студентами», – говорит она. Самое неприятное – разбираться с безбилетниками. «Был один пассажир – мужчина, проработавший на ЖД 40 лет. Но у него нет справки, дающей льготы. Один раз позволила проехать без билета – сжалилась над коллегой-ветераном. Но у меня же на линии контроль. Поэтому во второй раз начала настаивать на покупке билета. Он ни в какую. В общем, пришлось вызывать полицию. Сняли его».

Пассажиры

В рельсовом автобусе, курсирующем между Ейском и Староминской, 76 сидячих мест. Количество пассажиров в каждом рейсе зависит от времени суток и года. Контингент тоже различается. Летом это отдыхающие, которые не смогли купить билет на прямой поезд до Ейска. В остальное время – студенты и жители Ейского, Старощербиновского и Староминского районов – ездят в город на работу и обратно.

Пик перевозок приходится, конечно, на лето: тогда в рельсовый автобус пассажиры набиваются буквально как сельди в бочку. А в жару это сулит мало приятных ощущений от поездки. Если не удалось сесть на станции отправления, то, скорее всего, простоишь всю дорогу. Впрочем, едут всё равно. Жители района – из-за остановок (обычный автобус между Ейском и Староминской останавливается только в Старощербиновской), приезжие – из-за того, что не нужно искать в Староминской автовокзал.