До пяти лет Люба Турыгина не разговаривала. Специалисты – врачи, логопеды, психотерапевты разводили руками. По семейным обстоятельствам семья Любы переехала в Ейск, где с девочкой стали заниматься логопед Татьяна Мишина и музыкальный педагог Татьяна Гурская.

«Петь моя девочка научилась раньше, чем говорить», – вспоминает мама Наталья Анатольевна. Когда Любе было 11 лет ейский врач-психотерапевт Людмила Тертышникова посоветовала сдать анализы на генетические заболевания, так как других причин для задержки психического развития у девочки не было. Результаты подтвердили опасения доктора: у Любы обнаружили фенилкетонурию.

Люба, по словам местных врачей, стала седьмым ребёнком в Ейском районе с таким диагнозом. Если бы заболевание диагностировали раньше (пробы берут у младенцев на 2-3-й день жизни), то жизнь девочки могла сложиться иначе. При соблюдении диеты, исключающей белки, болезнь поддаётся лечению. Но время было упущено, одно полушарие мозга у девочки перестало развиваться, началось отставание в развитии. «Я никого не виню, – говорит Наталья Анатольевна, – но делаю всё возможное, чтобы Люба могла нормально сосуществовать в обществе». В Ейске Люба сначала обучалась в специнтернате № 1. А затем перешла в пятую школу на домашнее обучение. Педагоги занимаются с девочкой индивидуально. По всем предметам, кроме математики, Люба успевает – у неё прекрасная память. И это удача, уверена её мама: именно в Ейске с чуткими педагогами девочка ожила. А ещё одним чудом стало для неё искусство. «Год назад услышала фразу об особенных детях: «Дайте им в руки краски», – говорит Наталья Анатольевна, – и решила попробовать». И Люба буквально стала «дышать» рисованием. За год с помощью педагогов детской школы искусств Валентины Барабаш и детско-юношеского центра Ольги Коневой она научилась рисовать акварелью, гуашью, карандашом. У неё получаются интересные работы из виноградных косточек (мелкие зёрнышки методично наклеивает на заранее нарисованный контур птицы или животного), ракушек, семян ягод и овощей. На рисунках Любы – улыбающиеся люди, яркие цветы и растения, забавные животные. И светлые краски: жёлтые, оранжевые, голубые, белые. Рисунков собралось столько, что их захотелось показать другим. Осенью состоялась первая выставка Любиных рисунков и поделок из природного материала «Мир в моём восприятии» для учащихся школы № 5, где сейчас учится начинающая художница. «После выставки ко мне подходили ребята, – делится Наталья Анатольевна, – и говорили, что тоже хотят научиться рисовать красками, делать работы из пластилина и глины, как это делает моя дочь».

Сейчас Люба Турыгина готовит объёмную картину в смешанной технике – гуашь, акварель, пластилин – для участия во Всероссийской выставке.

«Особенными детьми были и химик Менделеев, и художник Леонардо да Винчи, и президент США Линкольн, – говорит Наталья Турыгина. – Они просто видят мир иначе. А общение с такими детьми может сделать нас светлее и добрее. Только отношение к детям-инвалидам в нашей стране пока жестокое». Папа Любы Алексей Турыгин работает технологом на авиаремонтном заводе. Он обучает дочку работе с самой современной техникой, знакомит с компьютерной грамотностью. Старшая дочь Турыгиных – Светлана – доктор экономических наук, сейчас живёт и работает в Испании. Люба мечтает поехать к ней в гости, сейчас учит английский и испанский языки. «В Европе совсем другое отношение к людям с ограниченными возможностями, – убеждена Наталья Анатольевна. – Может, раскрывающиеся способности Любы смогут переломить предвзятое отношение к больным детям и у нас?».

Пока Люба рисует, читает книги, играет на пианино, её родители штудируют юридическую и медицинскую литературу, берут на абордаж предубеждения общества, чтобы доказать право своей дочери на полноценную жизнь.


Место в сердце

Руководитель народного художественного объединения «Турмалин» Надежда Бахмач несколько лет мечтает о создании студии народных промыслов для детей с ограниченными возможностями.

«Сейчас в студии-спутнике «Турмалина» «Ейская матрёшка» может заниматься пять-шесть ребят, – рассказала Надежда Алексеевна. – У нас занимаются мальчик с ограниченным слухом, детки с заболеваниями внутренних органов. С диагнозом «ДЦП» или «задержка умственного и психического развития» мы ребят взять не можем: в штате объединения нет педагогов и врачей, которые имеют право работать с ними. А таким детям занятия ремеслом очень помогают в развитии и адаптации в обществе. Самое главное, что есть специалисты, готовые работать. Но пока у нас нет помещения для подобной студии. Хотелось бы надеяться на поддержку местной власти в этом вопросе».