Военный городок. Спортивная площадка. Несколько детей гоняют мяч. В углу – группа подростков окружила двоих дерущихся тринадцатилетних мальчишек, криками подбадривая обоих. “Гладиаторы” бьются жестоко. Итогом этого столкновения стали поломанная рука одного да подбитые глаза и распухшее от ударов лицо другого.
Конфликт развивался в течение всего дня. Двое семиклассников и на переменах, и на уроках постоянно перекидывались обидными словечками. Их одноклассники с удовольствием раздували тлеющие угли раздражения, не уставая подзуживать своих товарищей. В итоге после окончания школьных занятий и состоялась описанная дуэль. В качестве зрителей бесплатного ринга – полтора десятка друзей. Правда, не знаю, можно ли назвать друзьями людей, которые, как бойцовских собак, стравили своих товарищей, заставив их себе на потеху биться до крови и переломов? О том, что хотел бы остановить дерущихся, потом признался только один из этих наблюдателей – маленький, щупленький мальчишка: “Да разве меня послушают?”

Педагогам головной боли прибавляет то обстоятельство, что именно в этом классе в прошлом году произошла драка, еще более дикая по своей бессмысленности: тогда на раунды (!) дрались между собой две девочки (?!). И вот новый случай. Самое удивительное, что родители при беседах с преподавателями высказали абсолютное непонимание проблемы: “Подрались? Ну и что… Мы тоже в свое время… Эх, молодость!” Никто из этих взрослых людей, правда, не задумался, что вряд ли кто-то из них дрался “на раунды” и вряд ли кто из них доходил в своих ребяческих столкновениях до исступленности в кольце орущих (“давай, бей!”) зрителей.

Случай разбирался на школьном совете профилактики, куда были приглашены не только участники драки со своими родителями, но и зрители-подстрекатели, а также их отцы или матери. Кульминацией действа оказалось появление одного из отцов – кстати, офицера с большими звездочками на погонах, занимающегося воспитательной(!) работой в одной из частей ейского гарнизона. Этот папаша ворвался в кабинет, где заседали члены совета, потрясая какой-то бумагой и восклицая: “Вы нарушаете инструкцию!” Смысл своего странного заявления офицер объяснить не захотел, забрал своего сына и в коридоре, где сидели в ожидании приглашения к разговору остальные участники драмы со своими родителями, бросил презрительно: “Клоуны здесь собрались”. Как рассказывает социальный педагог школы, появление этого рассерженного папаши чем-то напомнило немую сцену из “Ревизора”: “Всех, в том числе и нашего директора, сковал столбняк. Никто не смог ничего произнести, настолько все это было неожиданно”. Ну а после фразы, брошенной рьяным военным в коридоре, несколько родителей тоже просто увели своих чад домой – авторитет преподавателей был напрочь подорван. Но вправе ли после своей выходки родители требовать от школы хороших воспитательных результатов? Не знаю. Думаю, в этом деле – или вместе действовать или совсем никак, ведь известные лебедь, щука и рак, наверное, и сейчас на том же месте, откуда начинали свое движение. Очень кстати приходит на память французский художественный фильм “Жестокость”, главную роль в котором сыграл очень хороший актер Венсан Кассель. В нем рассказывается именно о разрастающемся вале жестокости, захлестнувшей, кстати, не только французское общество. Главный герой в конечном итоге погибает – бессмысленно и глупо. В заключение фильма голос за кадром декламирует: “Летит человек вниз с многоэтажного дома и успокаивает себя – пока все идет хорошо, пока все идет хорошо, ведь главное – не полет, а приземление”. Этот человек – наше общество, он – это мы с вами.

Игорь МАЛАХОВ.