В последнее время среди ейчан, которые регулярно пользуются услугами городского транспорта, ползут слухи разной степени «страшности». Их распространению не в последнюю очередь способствуют сами водители: «Вот запретят «Газели», что делать будете, как ездить?». И пассажиры начинают задумываться: «А действительно, если случится такое, как же ездить на работу?». За разъяснением, что ждёт пассажиров и их перевозчиков в наступившем году, мы обратились к начальнику отдела транспорта городской администрации Николаю Малышеву.

– Николай Иванович, откуда «растут» такие слухи и подкреплены ли они чем-нибудь?

– Причина всех этих разговоров в неправильном восприятии перевозчиками требований действующего законодательства. В январе прошлого года в действие введён регламент для колёсных транспортных средств. Это основной документ, утверждённый Правительством Российской Федерации, который описывает требования к автомобилям, в том числе и к имеющимся в нашем городе «Газелям». Так вот, в соответствии с требованиями данного документа наш городской общественный транспорт – все без исключения «Газели», как и другие автобусы класса М2, должны быть оборудованы ремнями безопасности и детскими удерживающими устройствами. Перевозка пассажиров должна происходить только после того, как человек сел на сиденье и пристегнулся. А если едет родитель с ребёнком, то он должен сначала усадить ребёнка, зафиксировать его удерживающим устройством, сесть на сиденье самому, пристегнуться и лишь после этого автобус может тронуться с места. Повторюсь, что регламент требует этого без малого год. Видели ли вы хотя бы одну «Газель» на городских маршрутах, оборудованную подобным образом?

За год в Ейске перевезли почти 12 миллионов пассажиров.

– Я не видел. Но, как мне кажется, оборудовать салоны «Газелей» ремнями и обеспечить необходимое количество детских сидений просто нереально.

– Реально, но это стоит денег. Из 107 индивидуальных предпринимателей, занимающихся пассажироперевозками, оборудованием своих машин в течение года озаботились всего двое. Остальные просто ездят с нарушениями. Выявлять эти нарушения может только ОГИБДД, чьи инспекторы могут контролировать перевозчиков только во время плановой проверки. А план утверждает прокуратура. И если при проверке полицейский видит нарушение (например, отсутствие ремней в салоне), то выносит предписание это нарушение устранить. Срок – месяц. И только если за месяц владелец не устранил нарушения, суд может оштрафовать за это на две тысячи рублей. Логика перевозчиков проста: заплатил штраф – нарушай спокойно дальше. Затраты меньше, чем привести машину в соответствие с регламентом. Но как только отсутствие ремней в салонах автобусов категории М2 будет внесено в перечень технических неисправностей, а это может произойти со дня на день, ни одно выпускающее предприятие в городе не выпустит «Газели» на линию. Кто же захочет схлопотать многотысячный штраф?

– Неужели нет другого способа соответствовать закону, чем в неудобные для пассажиров «Газели» ставить дополнительное оборудование? Например, хранить неиспользуемые в данный момент детские кресла там просто негде.

– Способ есть. Выпускать на городские маршруты автобусы класса М3. Существует масса их разновидностей. Самый дешёвый вариант – «ПАЗы» «с пробегом», то есть подержанные.

– Да, встречаются в Ейске автобусы этого класса. И «ПАЗы» есть, и несколько «хёндай» ездят. Но их единицы…

– Действующие перевозчики не спешат вкладывать деньги в обновление парка. Они до последнего надеются, что получится «проехать» мимо закона. Но такого не будет. Когда необорудованные как полагается «Газели» массово перестанут выпускать, городу может грозить транспортный коллапс. Чтобы этого избежать и сыграть на опережение, нужно уже сейчас производить замену существующего подвижного состава, который представлен «Газелями», на соответствующий требованиям закона и более вместительный транспорт. Будут это «ПАЗы» или другие марки подобающей техники – выбор перевозчика.

Перевозкой пассажиров в Ейске занимаются 107 индивидуальных предпринимателей и 2 предприятия.

– А что с тарифами? Разговоры о повышении цены проезда идут давно, перевозчики говорят, что им становится всё менее выгодно работать. А сделать стоимость билета приемлемой они, как ни бьются, не могут с апреля прошлого года.

– Не раз уже говорили, что максимальную стоимость проезда в городском транспорте устанавливают региональная энергетическая комиссия, краевая организация. Для повышения тарифа комиссии нужны основания. То есть перевозчики должны доказать необходимость этого повышения, собрать документы. Но по состоянию на 25 октября 2012 года из 107 перевозчиков документы подготовили и сдали только 44 предпринимателя. Эти документы были направлены в РЭК – департамент цен и тарифов для анализа и принятия решения.

– И как же можно объяснить то, что, с одной стороны, повысить тарифы перевозчики хотят, а с другой – слабо шевелятся?

– Мне бы тоже это хотелось узнать. Думаю, что причина в том, что не все бизнесмены добросовестно ведут свои дела, что не могут те или иные факты подтвердить документами. Ещё в августе прошлого года перевозчики настаивали на изменении некоторых маршрутов с целью большего охвата территории города, причём не там, где не проходит ни один маршрут, а в местах накатанных. Заместитель главы города, курирующий данную сферу, тогда сказал такую фразу: «С удовольствием помогу перевозчикам внести изменения в схемы маршрутов и буду отстаивать их интересы на любом уровне, если перевозчики покажут неукоснительное исполнение договорных отношений, предоставят необходимые отчёты, оформят всех водителей, как того требует трудовой кодекс и так далее». Вы думаете, хоть один перевозчик обратился после этого? Нет!

– И чего ждать нам, пассажирам?

– Муниципалитет в своей позиции определился и всем об этом заявил – замене транспорта на маршрутах быть! «ПАЗы» это будут или «мерседесы», «богданы», «хёндай» – выбор тех перевозчиков, которые намерены заниматься этим бизнесом. Конечно, остальные возразят, мол, договор на перевозки с муниципалитетом заключали на 5 лет! Это так. Но договор подразумевает, что его пункты должна исполнять не только администрация, но и вторая сторона. А при прохождении конкурса согласие заменить подвижной состав на более вместительный изъявили все до одного. Нужно отвечать за свои слова. Тариф на городские пассажироперевозки будет повышен после того, как региональная энергетическая комиссия примет такое решение и оповестит об этом администрацию города. Скорее всего, это произойдёт в январе-феврале 2013 года.

Тем временем

Во время подготовки статьи в редакцию позвонила жительница города: «Седьмая маршрутка не доезжает до конечной на улице Шмидта. Я утром полчаса прождала, после чего пришлось идти на «четвёрку». В результате опоздала на работу. Есть на них какая-нибудь управа?»

С этим вопросом мы обратились к председателю товарищества «Семёрочка» Владимиру Калинкину. Он пообещал «провести в бригаде работу». Впрочем, результат этой работы известен заранее: на время всё станет хорошо, а потом водители опять начнут «лениться», хотя по закону обязаны строго следовать маршруту. Беда в том, что добиться от большинства водителей городского транспорта выполнения своих обязанностей можно только штрафами. В вышеописанном случае, например, штраф составляет полторы тысячи рублей. Но для остановки «Газели» нужен сотрудник полиции, которых в городе не хватает. Вот и ездят, как на душу ляжет, и никого не боятся.