Павел ЖЕЛТОВ.

Кроме растиражированной самым известным новогодним фильмом «ходить в баню», в России масса предновогодних традиций. Самая распространённая – ходить за продуктами для праздничного стола. Деликатесы, составляющие салатов, алкогольные напитки – всё это со страшной скоростью покупатели сметают с прилавков магазинов. Продавцы только и успевают, что выставлять новый товар да подсчитывать барыши. Думаю, сравниться такой продуктооборот может только со спросом на цветы 7 марта. Немудрено, что в такие дни покупатели, подверженные «потребительскому помешательству», теряют всякую бдительность. Почему бы этим не воспользоваться продавцам? Например, под шумок распродавать «просрочку»: чеки мало кто берёт, так что если кто дома и сравнит дату годности с текущей, риск минимальный.

А вот ещё способ. Умышленный он или нет – утверждать не берусь. Но подозрение есть, и основательное. Расскажу подробнее. Обратиться к этой теме меня подтолкнул банальный, на первый взгляд, случай, произошедший со мной в магазине «Магнит», что расположен во втором микрорайоне. Случилось мне где-то в середине осени зайти туда и обнаружить, что сигареты предпочитаемой мной марки стоят почти на четыре рубля дешевле (так было написано на ценнике), чем даже на рыночке рядом. Обрадовался, встал в очередь к кассе, намереваясь купить целый блок: мне светила сорокарублёвая экономия. Но когда подошла очередь платить, кассир озвучила цену, которая сводила всю экономию на нет. На мои возражения, что де они обязаны продать мне товар по той цене, что значится на ценнике, прозвучал ответ, что в базе цена уже другая, а ценник не успели поменять. Попытался отстоять свою позицию – на шум пришёл товаровед.

– Вы должны… – начал я.

– Я вам ничего не должен, – был ответ.

Интересно, что очередь, которую я задерживал своими пререканиями с персоналом магазина самообслуживания, с возгласами «правильно он говорит», приняла мою сторону. Впрочем, мне это всё равно не помогло: ушёл не солоно хлебавши, слыша вслед, что, мол, не нравится – не покупайте.

Думаю, что это и есть способ увеличить выручку: покупатель видит низкую цену, принимает решение о покупке. Если он «закупается» по списку, то не заметит изменения цены одной-двух позиций. А если и заметит, то не станет отказываться от покупки: «я уже пробила» – любимая фраза кассиров в таких случаях. То есть, «занижая» ценники, продавцы подталкивают покупателя к принятию решения о покупке.

По прошествии нескольких дней я вдруг засомневался в правомерности своих действий: имел ли я право «качать права»? За консультацией обратился в Роспотребнадзор.

Лилия Волошина, заместитель начальника по защите прав потребителей ТОУ Роспотребнадзора в Ейском, Щербиновском районах, сполна ответила на мои вопросы. Во-первых, цена в базе данных магазина и на ценнике должна быть одинаковой, варианты «забыли/не успели поменять» не допускаются. Покупатель имеет право приобрести товар по цене, указанной на ценнике, что бы в других источниках ни значилось (помните «я вам ничего не должен»?). Причём, данные действия продавца (размещение недостоверной информации на ценнике) может расцениваться как введение в заблуждение потребителя относительно цены товара, обсчёт потребителя. В случае неудовлетворения требований покупателя согласно официальному ответу из Роспотребнадзора он должен сообщить об этом руководству магазина (сообщил товароведу), а также обратиться с заявлением в Роспотребнадзор. Последнего я не сделал, поделикатничал. И напрасно.

С целью не прослыть журналистом, пишущим однобокие и субъективные тексты, попросил прокомментировать случившееся в каневском филиале ЗАО «Тандер», где управляют «Магнитами» северной зоны Кубани. Отправил официальный запрос, принялся ждать ответа. Спустя месяц выяснилось, что запрос потеряли. Впрочем, по-моему, на него отвечать никто и не собирался. Я продублировал запрос (вот такой настырный, что поделаешь?), постарался объяснить мотивы моей настойчивости. Начальник юридического отдела каневского отделения ЗАО «Тандер» по телефону объяснил, что все нарушения прав покупателей, которые происходят «на местах», – инициатива работников «последнего звена» – продавцов и их непосредственных начальников. Все жалобы со стороны покупателей, оказывается, проверяют, виновных наказывают, «самых виноватых» – увольняют. Вот, говорят, и товаровед, так «мило» пообщавшийся со мной, уже не работает в том магазине. Следит руководство торговой сети за репутацией…

Единственный раз я стал свидетелем действительно заботы о репутации. И то не в Ейске, а в Казани: там заведующая супермаркетом в присутствии покупательницы заставила кассира «пробить» товар, кстати, не из дешёвых, по той цене, что была указана на ценнике. Разницу, думаю, продавцы оплатили из своего кармана. Стоит ли такого ожидать в наших магазинах?

Этого пока не происходит. Единственный выход – во время похода в магазин быть предельно внимательными. И что немаловажно, не стыдиться отстаивать свои права. Потому что нас обслуживают так, как мы позволяем.