Павел ЖЕЛТОВ.

Ейский поисково-спасательный отряд МЧС России был организован в 2005, в 2006 году спасатели заступили на дежурство. В штате работают 45 человек, из которых 26 – непосредственно спасатели: именно таких ребят мы видим в новостных репортажах с мест катастроф. Впрочем, то, что показывают по телевизору, – лишь малая часть работы этих людей.

О будничных подробностях рассказал заместитель начальника Ейского ПСО Александр Хлебников.

Если не считать масштабные ЧС, то год для спасателей условно делится на два основных сезона: летний, когда толпы отдыхающих резвятся в воде, и зимний, во время ледостава. И в оба этих периода работы для них хватает.

И зимой

Ейский лиман, особенно в устье Еи, очень популярен среди рыболовов. Зимой как раз через этот водоём тарань идёт на нерест, что привлекает огромное количество людей. В выходные их число может превышать полтора десятка тысяч. Но этот водоём весьма коварен. При смене ветра на западный и юго-западный может резко подняться уровень воды, которая накрывает лёд, отрезая людей от берега. Человеку в азарте подлёдного лова трудно сразу заметить смену погоды… Начинается паника.

В парке Ейского ПСО два судна на воздушной подушке. На них спасатели и эвакуируют людей на берег. Впрочем, работа начинается ещё до того, как «пойдёт вода». Как только в прогнозах появляется эта опасная смена ветра, работники МЧС отправляются на место и стараются предупредить рыбаков об опасности.

– Есть вполне разумные люди, которые, услышав предупреждение, сразу собираются и отправляются на берег. Но есть и упорные, те, кто будет сидеть на льду до последнего, принимая наши сообщения за розыгрыш. Вот их и приходится потом спасать.

– Как-то вынудить их покинуть опасное место или не пустить на лёд мы, к сожалению, не вправе, – рассказал Александр Хлебников. – А ведь есть такие лихачи, которые выезжают на лёд прямо на машинах и тяжёлых мотоциклах.

Случаются и трагические истории. Примерно три года назад из Таганрога приехали порыбачить пятеро мужчин. Была оттепель, льда на воде было мало. А тёплая погода днём чревата ночными туманами: рыбаки заблудились. Были бы местными, знали бы направление, а так… Получив сигнал, спасатели отправились на выручку. Спасти удалось двоих: их обнаружили с помощью радара, которым оборудован катер на воздушной подушке – с сильным переохлаждением, на грани сознания. Тела остальных нашли позже, когда лёд сошёл окончательно.

И летом

Коса Долгая в последние годы притягивает огромное количество любителей виндсёрфинга. Они и составляют «целевую аудиторию» сезонного спасательного поста, который дежурит там с мая по сентябрь.

А ещё есть «матрасники» – люди, по той или иной причине оказавшиеся далеко от берега на таком ненадёжном плавсредстве, как надувной матрас. За сезон за такими путешественниками спасатели совершают пять-шесть рейсов.

Трудный год

Может быть, по причине своей високосности год уходящий выдался «урожайным» на различные ЧС.

Началось всё зимой. В Волгоградской области снегом так замело дороги, что в некоторые населённые пункты было просто невозможно проехать на обычном транспорте. Ейские спасатели на снегоболотоходах «Бобр» доставляли туда провизию и медикаменты, а при необходимости эвакуировали людей – таких оказалось семеро.

Конечно, работали в Крымске после июльской трагедии. Приехали туда, когда основная вода уже сошла – всё-таки 5 часов дороги. Оставались подтопленные места – оттуда эвакуировали оставшихся в живых. На разборе завалов в Крымском районе отряд ейчан проработал три недели.

Короткий промежуток – и потоп в Туапсинском районе. Масштабы ЧС, конечно, меньшие, чем у крымского происшествия, но поработать пришлось. Ещё через месяц в больнице Славянска-на-Кубани обрушилась крыша пищеблока. Выехали туда.

И вот под конец года – обрушение стройки в Таганроге. Ездили и туда, хотя в Ростовской области и своих спасателей хватает.

Друг человека

Одной из причин, по которым сотрудников Ейского ПСО «дёргают» даже в соседние области, – золотистый ретривер по кличке Вишенка Юркая. Собака обучена разыскивать людей под завалами, прошла аттестацию и состоит в штате ПСО. Спасатели сетуют, что больше одной собаки взять в отряд пока нельзя – не позволяет штатное расписание. Но надеются, что со временем всё-таки введут ещё одну «четвероногую» единицу.

Так работаем

– В Ейском ПСО нет «текучки», – заявил Александр Хлебников. – Все, кто пришёл в момент организации отряда, – работают и по сей день.

Зарплату спасателей трудно назвать заоблачной: начинается от 15 тысяч рублей и повышается в зависимости от класса конкретного работника. Шестеро носят гордое звание спасателей первого класса (выше только спасатель международной категории), десятерым присвоен второй класс, двое – третьего и семеро спасателей без класса (первоначальная подготовка). Но так будет не всегда: «классность» нужно повышать. Ежегодно сотрудники МЧС ездят в центры подготовки спасателей – в Красной Поляне, Ногинске и Вытегре Вологодской области. Там они приобретают новые специальности – ведь хороший спасатель обязан быть универсалом. Например, один человек может быть и специалистом по ремонту гидравлического оборудования, иметь горнолыжную, спелеоподготовку, уметь управлять судами. Чем выше класс спасателя, тем больше у него должно быть навыков и умений. Здесь каждый понимает, что предела совершенству нет. Новые знания приобретают охотно, стремятся стать профессиональнее. Они любят свою работу.

Забавное

Рассказывают случай. На кирпичном заводе двое рабочих разбирали трубу высотой около 15 метров. Один из них упал внутрь. Попасть в трубу можно было только тем же путём – через верх. Двое спасателей при помощи альпинистского снаряжения спустились, жёстко зафиксировали пострадавшего на носилках, ввели обезболивающее: подозревали перелом позвоночника. Опять же через трубу человека доставили на свежий воздух, по лестнице пожарной машины спустили в руки медиков. На всю операцию ушло около трёх часов. Следующим утром работники новой смены, придя на работу, увидели обоих рабочих в полном здравии и благополучии: сидели на скамейке на базе ПСО и изучали учебник по промышленному альпинизму. Видимо, пришли поблагодарить за спасение, а им учебник вручили.

И не очень

А бывает, что поведение людей, с которыми приходится сталкиваться спасателям, вызывает оторопь. Однажды зимой дежурили на льду. Вечером подошли не очень трезвые рыбаки и попросили отвезти на берег, далеко, мол, идти. Старший смены объяснил им, что если у них ничего не случилось, нет угрозы жизни, то спасательное судно – не такси. Тогда они, выйдя на берег, позвонили в полицию и пожаловались, что, якобы, один из них сломал ногу, а пьяные спасатели отказали в помощи. Естественно, такой звонок вызвал проверку, в результате которой выяснилось, что рыбак таким образом решил отомстить за отказ.

Впрочем, благодарности от людей в жизни спасателей бывает намного больше. Тем и живут.

Руслан Князев, спасатель II класса:

– Я работаю, чтобы приносить людям пользу. До МЧС работал водителем. Когда организовывали отряд, знакомые посоветовали устроиться. Когда шёл сюда – ничего об этой работе не знал. Теперь уйду только на пенсию.

Максим Мовчан, спасатель II класса:

– Мне нужны экстремальные ощущения. А поскольку мы помогаем людям – это двойное удовольствие. В отряд пришёл сразу после армии. Раньше думал связать свою жизнь с морем, ходить в плаванья. А здесь, кроме моря, ещё масса интересных, полезных вещей.

Александр Макаренко, начальник ПСП, спасатель II класса:

– Спасатели помогают людям – это само собой разумеется. А чтобы это делать успешно, нужны здоровье, физическая подготовка. Получается, что эта работа заставляет меня не расслабляться.