Павел ЖЕЛТОВ.

Полицейские из ейского отдела по делам несовершеннолетних провели профилактическую акцию «Условник», адресованную ребятам, которые попали в поле зрения правоохранительных органов. Всего это около полутора десятков несовершеннолетних жителей города и района.

Инспекторы ОДН ходили к своим подопечным и домой, и в учебные заведения, проверяли их круг общения, досуг. Собственно, их повседневная работа в том и состоит, но сейчас, кроме профилактики, задачей полицейских было выявление повторных правонарушений и преступлений, которые могли совершить состоящие на учёте подростки. Впрочем, таковых не оказалось.

– Главная цель нашей работы – «достучаться» до оступившихся ребят. Я разговариваю со своими подучётными, знакомлю с кодексами – административным и уголовным. Если объяснить молодому человеку, какая ответственность может быть за нарушение закона, какими последствиями оно грозит, то он, чаще всего, задумается, – поделилась своими методами инспектор Ольга Степаненко. – Но если только порицать и пророчить тюрьму – толку будет немного. Обязательно нужно говорить о перспективах в жизни, ведь у каждого есть какие-нибудь мечты и способности: кто-то спорт любит, кто-то – рисовать.

Работу инспекторы ОДН ведут не только с самими подростками. В Ейском районе есть семьи, которые состоят на учёте полным составом. Складывается впечатление, что родители в них лишь краем уха слышали, что существует такое понятие, как «воспитание».

– Родителям настоятельно рекомендуем принимать участие в жизни своих детей. Постараться организовать и контролировать досуг ребёнка – уже немало, – объясняет Ольга Викторовна. – Ведь если он ходит в спортивную секцию или посещает музыкальную школу, то времени на курение за гаражами со старшими приятелями уже не останется.

Название акции «Условник» взято не с потолка. Оно ещё раз напоминает, что от правонарушения до преступления – один шаг. Это подтверждает факт, что в Ейском районе есть судимые подростки. Вот истории троих ребят, которые приговорены к условным срокам…

Ейчанину Ивану – 16 лет. Состоит на учёте в ОДН с 11. Правда, и до этого возраста его поведение назвать идеальным было сложно: мальчик регулярно прогуливал школу с молчаливого согласия родителей. Преступный путь начал с квартирных краж, которые совершал вместе с приятелем. После того, как ребят поймали, подельник, который раньше уже успел «отличиться», угодил в исправительную колонию для несовершеннолетних. Наш же герой «отделался» условным сроком – 2 года.

По словам инспекторов ОДН, Ваня не нужен был родителям с самого раннего возраста. Несмотря на то, что маму неоднократно привлекали к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, заниматься его воспитанием никто не собирался. Подростка дважды оставляли на второй год. Из-за проблем в одной школе он перешёл в другую. Но и там прогулы продолжились. Сейчас прямо заявляет, что учиться не намерен.

Вторую судимость, такой же условный срок, получил за вымогательство: в ноябре 2011 года требовал у ребёнка 500 рублей, угрожая расправой. В этот раз суд выдвинул ещё и несколько требований к его поведению: быть дома с восьми вечера до шести утра, не покидать район без уведомления работников уголовно-исправительной инспекции, исправно посещать уроки и так далее. Неисполнение этих требований, теоретически, может грозить заменой условного срока реальным. Инспекторы ОДН уже обращались в суд с ходатайством об этой замене, но их требование не удовлетворили.

Впрочем, ни родителей, ни парня угроза оказаться за решёткой, похоже, не волнует. Хотя, когда его вместе с другими «трудными» возили на экскурсию в колонию (показать возможное будущее в случае продолжения начатого курса), подросток вроде как проникся и задумался.

Кстати, оба преступления парень совершил, будучи пьяным. Да и в школу частенько он приходил «навеселе». Иван состоит на учёте в наркологии, алкоголиком себя не считает, лечиться не желает. А родители настоять не могут – не пользуются у него авторитетом. Как сложится его судьба? С вероятностью до 90% – плохо. Из уголовника-подростка он постепенно превратится в просто уголовника и сядет уже во взрослую тюрьму. Но всё это не значит, что с ним прекратят работать. Инспекторы будут «вылавливать» его, поскольку дома парня застать сложно, разговаривать, увещевать, говорить об альтернативных уголовным перспективах.

Олег, как и трое его друзей, живёт в посёлке. Однажды им пришло в голову, что склад сельхозпредприятия – хороший источник карманных денег. В первый раз, когда молодые люди вынесли оттуда электродвигатели, они не оставили следов. Во второй, когда прямо перед посевной сняли электропроводку с сельскохозяйственной техники (ущерб тогда оценили почти в полмиллиона рублей), преступников поймали. Олега приговорили к году условно.

Так чаще всего и случается, что к уголовщине несовершеннолетних подталкивают друзья-подельники. Невольно классика советского кинематографа вспоминается: «Украл, выпил – в тюрьму. Романтика!»

Кто знает, как бы сложилась его судьба, будь его родители живы. А так его пытается воспитывать бабушка. Может быть, просто не уследила. Потому что в полиции об Олеге отзываются как о вполне разумном парне. А после суда, по словам его бабушки, он стал «золотым ребёнком». Был им и раньше, но поддался влиянию.

А вот у Николая, по словам полицейских, мама – вполне адекватная, порядочная женщина, которая хочет, чтобы её сын вёл себя в соответствии с общепринятыми нормами. Но не тут-то было. У него есть два товарища, которые и тянут парня не в ту сторону.

Ребята – однокашники в училище. Вместе же и попадали на заседания комиссии по делам несовершеннолетних за брань в учебном заведении. У членов комиссии сложилось впечатление, что подростки не представляют всей серьёзности происходящего: веселятся, «искренне» удивляются тому, что, оказывается, ругаться в общественных местах запрещено, отказываются отвечать на вопросы. Втроём они были и в день совершения преступления. Сидели на улице с «огнетушителем» – большой бутылкой пива, когда к ним подошли двое полицейских. Молодые люди решили скрыться: двое рванули в одну сторону, третий, оказавшийся впоследствии трезвым, – в другую. Полицейские тоже разделились. И вот в момент, когда двое друзей в результате погони оказались в тупике, они напали на полицейского. Состояние опьянения здесь – отягчающее обстоятельство.

Одному из фигурантов этого преступления уже исполнилось 18, поэтому он выпал из юрисдикции ОДН. А вот Колю суд приговорил к 4 годам лишения свободы, но наказание постановил считать условным с испытательным сроком 2 года. Если в течение двух лет он не совершит преступлений, исправно будет приходить в уголовно-исправительную инспекцию отмечаться, посещать занятия в учебном заведении, не будет нарушать ни административный, ни, тем более, уголовный кодексы, судимость снимут. Может быть, этот эпизод послужит парню толчком для возвращения на «ровную дорожку».