Беседовала Наталия ЩЕЛУПАНОВА.

Для ФСС конец года – время «горячее»: в филиалы фонда обращаются бухгалтеры предприятий и организаций с отчётностью за год и документами на возмещение расходов, врачи-эксперты фонда проверяют правомерность выдачи больничных листов, инвалидов обеспечивают средствами реабилитации. Руководитель ейского отделения ФСС Елена Колесникова рассказывает, чем запомнился этот год и что нового появилось в работе соцстраха.

– Елена Ивановна, врачи-эксперты фонда уже наладили работу по новому оформлению листов нетрудоспособности, о каких итогах можно говорить?

– Если в цифрах – то с начала года врачами-экспертами проверено 32735 больничных листов, выявлено 1009 нарушений при их заполнении. В лечебные учреждения направлены 93 финансовые претензии на 106 тысяч рублей. Правила заполнения новых бланков больничных листов освоены. Врачи-эксперты не раз принимали участие в совещаниях с участием врачей, заведующих поликлиниками, главных врачей сельских участковых больниц, фельдшеров, где подробно рассказывали об основных сложностях в работе с новыми бланками и типичных ошибках при их заполнении.

Были случаи, когда нашим врачам-экспертам приходилось вставать на защиту интересов застрахованных лиц в вопросах начисления и выдачи больничных листов. Например, когда больничные неправильно выдавались родственникам по уходу за больным членом семьи.

Но нередки и ситуации, когда по вине граждан происходили неправомерные выплаты. К примеру, жительница Староминского района незаконно получила пособие по уходу за ребёнком на сумму более 20 тысяч рублей. Это зафиксировали наши ревизоры при проведении выездной проверки в управлении социальной защиты населения в Староминском районе. Получательница пособия не предоставила в органы соцзащиты сведения о том, что она ранее получила пособие по беременности и родам по месту работы. Неправомерно начисленная сумма подлежит возврату в бюджет ФСС.

Защищая интересы женщин, работающих на предприятиях с нестабильным финансовым положением, соцстрах сейчас имеет возможность перечислять пособия непосредственно на лицевые счета застрахованных лиц.

Мы проанализировали статистику и обнаружили, что жители Ейского, Староминского и Щербиновского районов стали болеть гораздо меньше. Количество дней нетрудоспособности за 9 месяцев 2012 года снизилось более чем на 130 тысяч по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

– Ещё одно направление вашей работы – меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний…

– Да, 168 страхователей Ейского, Щербиновского и Староминского районов воспользовались возможностью финансирования мероприятий по сокращению производственного травматизма на сумму 6 миллионов 590 тысяч рублей.

Лидируют травмы, из-за нарушений техники безопасности при работе с механизмами. За этот год филиал выплатил 385 тысяч рублей по производственному травматизму.

– Фонд выплачивает такие большие средства по разным направлениям, а как обстоят дела со сбором страховых взносов – ведь именно из этих средств идут выплаты?

– Здесь не всё так, как хотелось бы. Не все страхователи идут навстречу ФСС, когда вопрос касается своевременности выплат. Недоимка по страховым взносам – наша ежедневная головная боль.

Серьёзную проблему создают предприятия-банкроты, которых становится всё больше. Мы пытаемся воздействовать на лиц, ответственных за проведение процедуры банкротства: направляем письма в некоммерческие партнёрства саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, информируем о задержке платежей. Кроме того, мы стали направлять административные протоколы мировым судьям о несвоевременной сдаче страхователями отчётности по форме 4-ФСС. С июня 2012 года направлено 18 таких протоколов, и по всем делам принято решение о взыскании штрафов в пользу соцстраха. Минимальный штраф по этому административному правонарушению – 300 рублей. Такая работа позволяет привлечь к ответственности «забывчивых» страхователей, среди которых, в основном, индивидуальные предприниматели.

Филиал проводит совместные рейды (в этом году – 22) со службой судебных приставов. Введена практика направления инкассовых поручений в электронной форме через банк-клиент РКЦ. Этот метод позволяет более оперативно работать с банками. Если средства на счетах страхователей есть, списание происходит в день запроса. Филиал уже направил таким образом 1462 инкассовых поручения на сумму 5 миллионов 113 тысяч рублей. Недостатком новой системы является отсутствие оперативности в обратной связи с банками, специалисты филиала в настоящее время работают над решением этой проблемы. А ревизорами филиала с начала года проведено 1109 камеральных и выездных проверок. По их результатам возвращено в бюджет фонда 2 миллиона 318 тысяч рублей. Хотелось бы призвать организации и предпринимателей с пониманием отнестись к нашим требованиям. Даже «копеечная» недоимка, складываясь одна к другой, вырастает в огромные суммы.

– А как обстоят дела с обеспечением инвалидов средствами реабилитации?

– На сегодняшний день мы по проценту обеспечения – первые среди филиалов края. В оставшиеся две недели планируем закрыть все заявки по креслам-коляскам, стульям с санитарным оснащением и другим средствам.

Уже обеспечены более 4700 заявок. Для доступа маломобильных граждан мы перевели отдел по работе со льготной категорией на первый этаж в нашем здании, установили кнопку вызова специалиста у входа.