Игорь МАЛАХОВ.

Сегодня поход в кинотеатр вновь стал популярным для семейного отдыха. Просмотровые залы хорошо заполняются. А кинотеатрам приходится идти в ногу со временем. Они самостоятельно заключают договоры с «Paramount» или «20th Century Fox» и переходят на новые технологии. Недалеко то время, когда будут создаваться лишь электронные варианты фильмов. Пока же в киноаппаратных по-прежнему склеивают плёнку…

«Лет через пять от неё откажутся вообще, – считает директор ейского киноцентра «Премьер» Надежда Долженко. – Киноплёнка слишком дорога». Уже сейчас «Премьер» имеет две спутниковые антенны, с помощью которых получает фильмы в электронном виде. Один из просмотровых залов оборудован для просмотра именно такого кино. В киноаппаратной другого зала установлен проектор итальянского производства «Виктория-5», предназначенный для прокручивания плёнок.

Киноаппаратная – это «святая святых», место, в котором непосвящённому оказаться практически невозможно. Здесь очень тесно. Аппаратура, огромные круги скрученной киноплёнки… Анатолий Баханец работает киномехаником с 1973 года. Помнит советские проекторы «Ксенон», «Колос», КН-11, их графитные электроды, которые нещадно дымили. И если бы не сильная вытяжка, в киноаппаратной трудно было бы дышать. А ещё для показа любого фильма в то время нужны были сразу два проектора. Когда плёнка из одной кассеты заканчивалась, наготове уже был второй проектор, заряженный следующей лентой. Любой фильм и сейчас хранится и перевозится в пяти-девяти кассетах.

Некачественной плёнки хватало лишь на неделю показа. Она часто рвалась. «Однажды мы брали в «Госфильмофонде» фильм «Молодая гвардия». Плёнка – рваная, много раз клееная. Её на нашем проекторе так и не смогли прокрутить», – вспомнила руководитель группы кинопоказа Елена Журавель. После разрыва плёнки в зале чаще всего раздавались свист зрителей и выкрики в адрес киномеханика: «Сапожник!» Почему людей его профессии обзывали именно так, Анатолий Баханец не знает до сих пор.

Сегодня сапожником его не называют. Да и плёнка фирмы «Кодак» рассчитана уже на девяносто сеансов и рвётся разве что по халатности киномеханика. Весь фильм перед показом склеивается и прокручивается разом, так что два проектора теперь не нужны. «Можно из-за невнимательности и вверх ногами кино показать. Бывало и такое», – посмеивается Баханец, протягивая ленту комедии «Соловей-разбойник» к киноаппарату.

Ему пришлось пережить годы упадка российского кинопроката. Работы киномеханикам не было, и ему пришлось переквалифицироваться в слесаря. А когда заработал «Премьер», целый год ходил за его директором, прося взять на работу. И добился своего.

Человек, многие годы проработавший в кино, казалось бы, должен пресытиться. Ведь киномеханик обязан просмотреть склеенный им фильм на его премьере. Но, вернувшись домой со смены, Анатолий Баханец часто садится перед телевизором и смотрит старые советские фильмы. Особенно ему нравятся «Офицеры».