Объективно Ейск давно нуждается в усилении пропускной способности железнодорожного узла. С одной стороны, расширение путей сообщения позволило бы рассчитывать на мощный толчок в развитии Ейска как портового города, с другой, – помогло бы проститься с хроническим караваном грузовиков по Нижнесадовой. Однако пожелания горожан реформаторы почему-то оставили «на закуску». Публичные слушания только в проекте, а вполне реальный проект суперстройки уже «потянул» на 17 миллионов рублей.
Понятно, что идея модернизации железнодорожного парка «выросла» не на пустом месте. Уже почти год как местные власти, портовики и ОАО «Российские железные дороги» ведут предметный разговор. За это время проведено не одно выездное заседание, рассмотрено несколько перспективных проектов. Причем ОАО «РЖД» готовы вкладывать в нас федеральные средства, но на условиях софинансирования со стивидорными компаниями Ейска. При этом приблизительная цена вопроса – 500 млн рублей.

На сегодняшний день по проекту, предложенному «Мосгипротрансом», часть побережья лимана по Нижнесадовой – от въезда в город до детского лагеря «Ейск» – оборудуют под новую грузовую площадку. После 30-метровой отсыпки грунтом на берегу проложат 4 новых железнодорожных ветки, установят современную систему очистки и противопожарные датчики, обнесут «новостройку» шумоизоляционным забором. Как уживется «приглушенная» площадка с жилыми кварталами, – заинтересованные лица имеют чисто теоретическое представление. Аналогичного узла в черте города на Кубани пока нет.

Самое главное, уверен начальник грузовой станции Ейска Д.Н. Ионин, дополнительные подъездные пути помогут почти вдвое увеличить объем переваливаемых портом грузов. Сегодня ж/д станция работает на пределе своих возможностей. Любая попытка увеличить грузооборот чревата вагонными «пробками». В то время как расширение железнодорожных возможностей «загрузит» портовиков по максимуму. Вопрос: зачем их загружать, если не раз говорилось, что грузовой порт с большой долей вероятности переедет из Ейска? У нас, как и подобает курорту, останутся, в основном, прогулочные суда. Но пока портовое строительство в Камышеватской – из области перспектив. И оптимизм сторонников этого проекта не разделяют в кабинетах Федерального агентства морского и речного транспорта.

Вместе с тем, по мнению главы района С.Е. Тулинова, не будем сегодня развивать свой порт – не сможем должным образом благоустраивать город, и, тем более, рассчитывать на внимание крупных инвесторов. Кроме того, портовый бизнес обеспечивает не один десяток рабочих мест.

Предложения по размещению дополнительной погрузочной площадки обязательно будут вынесены на публичное обсуждение. У нас были примеры, когда народное мнение ставилось выше интересов бизнеса. Вместе с тем, вопрос развития транспортной составляющей для районной экономики немаловажен.

Не так давно квартальные проводили массовый опрос на «подшефных» территориях. В опросных листах народу предлагалось определиться по поводу береговой реконструкции. В итоге только десятая часть высказалась «за». Все остальные сказали категоричное «нет». В общем-то понятно почему. Во-первых, несмотря на обещанные очистные сооружения, возможность форс-мажора всегда остается. Не говоря уже о национальной русской черте – халатности. Перспектива же со временем окончательно угробить лиман ейчанам, как видно, не понравилась. Во-вторых, большинство уверено, что звукоизоляционный забор «натиск» бесконечных передвижек вагонов просто не выдержит. А спать под звук колес желающих нашлось немного. И в-третьих, – людям банально негде будет искупаться. К примеру, Руслан Кидалов живет всего в квартале от «спорной» территории. До сих пор проблем с пляжным отдыхом у его семьи не было. Зато если на лимане «возникнет» грузовой узел, ему и еще тысячам горожан придется перебираться на центральный пляж. Учитывая массовый приток туристов и отсутствие бесплатных стоянок, говорит мужчина, маршрутки так же неудобны для поездки, как и собственный автомобиль.

Кстати, об автомобилях. Специалисты убеждены, что после ввода в эксплуатацию нового ж/д узла сама собой отпадет надобность в автоперевозках зерна. Вернее, в перевозках нынешнего масштаба. В результате чего бесконечные очереди грузовиков по Нижнесадовой останутся в прошлом. Насколько этот факт качнет весы в пользу нового строительства – неясно. Не стоит забывать, что километровые «автопоезда» хоть и были раздражающим фактором, но не мешали прибрежным кварталам в сезон сдавать комнаты отдыхающим. Зато «отзаборенный» лиман почти наверняка отобьет охоту у туристов селиться поблизости. Что лишит дополнительного заработка не один десяток семей.

А потому быть или не быть расширению – предстоит решить людям. Первоначально публичные слушания были намечены еще на июль. Однако руководство железнодорожной станции не предоставило в срок полный пакет документов. К слову, его до сих пор ждут в Управлении архитектуры и градостроительства. Когда сторонники прогресса проявят готовность к общению, пока не озвучивается. Но, заверяют в администрации, власть готова не только слушать, но и конструктивно обсуждать. В частности, рассмотреть возможность строительства железнодорожного терминала в селе Александровке.

Елена ЯКОВЛЕВА.