Олёна ЖОЛОБОВА.

Моя подруга ждёт ребёнка. Приходится ездить и на такси. «На днях вызвала такси по телефону, – рассказала она. – К воротам подъехала машина с «шашечками». Но как только я села в салон, водитель тут же снял «шашечки» с крыши и положил их на переднее сидение».

Это удивило. А потом наступила очередь огорчаться: водитель спокойно закурил в её присутствии. Последнее, конечно, больше показатель воспитания таксиста. А вот почему он снял «шашечки» – объяснить смогла. Немногим ранее подробный ликбез для меня провёл человек, проработавший в такси восемнадцать лет.

«Знаешь, как легко вычислить «бомбилу»? – спрашивает меня Мария (имя изменено). – «Шашечки» у него обычно лежат внутри салона перед лобовым стеклом» (на фото). В подтверждение своих слов она везёт меня на стоянку у рынка военного городка. Скромная бежевая «шестёрка» со стороны кажется обычным частным автомобилем. Подъезжаем ближе, замечаю символ такси, аккуратно выставленный на панели управления. «Те, кто часто ходит на рынок, прекрасно знают, где находится стоянка и кто занимается извозом», – поясняет моя собеседница. Естественно, при этом пассажиры вряд ли потребуют у таксиста разрешение на работу и путевой лист. А если нет документов, то перед выходом на маршрут водитель не проходил медосмотр. Вроде бы частности, но от них зависит безопасность пассажира. Поэтому, садясь к нелегалу, человек сам делает выбор. Если случится ДТП, то права пассажира на компенсации любого вида отстоять будет нелегко. Об ущербе от такой деятельности, например, для районного бюджета, я и не говорю.

Муниципальная стоянка в военном городке у магазинов закреплена за городскими службами такси. Однако парковка практически полностью оккупирована нелегалами. Водители даже не прячутся: все стоят в ряд и «шашечки» как по негласному закону стоят под лобовым стеклом. «Можешь подойти к любому, – говорит Мария. – Ни у одного нет путевого листа. А заказы по рации они получают от «своих» диспетчеров».

Стоянка на Плеханова. Здесь регулярно дежурят два частника. Это их «законное» место, куда они не пускают не только других таксистов, но и автомобилистов из близлежащего дома.

Таксопарк Ейского района – это 271 авто, на которые оформлены лицензии.

Нелегалов в такси, по мнению Марии, около шестидесяти процентов. С первого июля, после внесения поправок в Закон о такси, увеличены штрафы для тех, кто ездит без лицензии и путевого листа. Раньше последнее нарушение стоило водителю всего сотню рублей («путёвка» стоит 30 рублей), а с нового года нелегальная езда с «шашечками» может обойтись в 5 тысяч рублей для таксиста и 30 тысяч для предпринимателя, арендующего автомобиль. Но ужесточения штрафов не сильно пугают «бомбил» – хорошо работает служба оповещения о проверках и рейдах на дорогах. Какой выход? Комплексное участие в рейдах специалистов налоговой службы, госавтоинспекторов, работников транспортного отдела. «В конце концов, теряем заработок не только мы, – говорит Мария, – но и доходы в казну снижаются».

Николай Малышев, начальник городского отдела транспорта:
– Рейды по нелегальным такси мы проводим регулярно. Привлекаем к сотрудничеству налоговых инспекторов, сотрудников ДПС. Своего рода «контрольную закупку» мы можем осуществлять только во время перевозки пассажиров. Скоро в наших рейдовых мероприятиях примут участие специалисты краевого Департамента транспорта. Они имеют полномочия привлекать нелегальных таксистов к административной ответственности. Ещё раз хочу напомнить, что с нового года к ним будут отнесены все владельцы небелых такси.