Олёна ЖОЛОБОВА.

Душевные покой и здоровье у многих наших соотечественников сегодня в дефиците. Всё реже ведутся разговоры «по душам» с подругами и друзьями: «нет времени», «не до тебя», «извини, своих проблем по горло». А бывают такие хитросплетения судьбы, что не каждому близкому человеку расскажешь, не то что друзьям. Помочь и подсказать в таких случаях может специалист. Лично. Или по «телефону службы доверия». В пиковый месяц осенних депрессий – октябрь – к психологу службы анонимно обратились 164 человека!

– Традиционные всплески звонков происходят весной и осенью, – говорит Ирина Заболотская, психолог службы «телефона доверия» при комплексном центре обслуживания молодёжи в Ейске. – Более-менее тихо – в ноябре-декабре. Объясняется просто: люди находятся в ожидании праздника и чуда, поэтому звонят мало. А вот после лета количество звонков возрастает. Нередко звонят женщины посоветоваться, как им быть со случайной беременностью, звонят подростки с вопросами, как предохраняться. Переадресуем их специалистам.

Мы беседуем с Ириной в воскресенье, во время её дежурства на «телефоне доверия». Психологов в комплексном центре несколько. Дежурят по сменам. Представляются разными именами, так как бывали случаи преследования специалистов: разные люди звонят по доступному всем телефону психолога.

Полчаса дежурства Ирины – и вот звонок. На том конце провода не представляются (это обычно для тех, кто обращается).

– Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! У меня сыновья-подростки. В последнее время они грубят, не хотят учиться, не помогают мне по хозяйству. Воспитываю их одна, как вернуть свой авторитет? А вдруг попадут в плохую компанию?

Спокойным тоном Ирина расспрашивает о подробностях. Объясняет, что для подросткового периода выход из подчинения родителей – один из нормальных признаков. В конце советует привести сыновей на индивидуальную консультацию.

– Только не говорите, что поведёте к психологу, – предостерегает Ирина. – Можно сказать, что ему необходимо пройти тестирование для поступления в колледж или училище.

Разговор занял полчаса. Звонок может длиться и полтора часа. Звонят, когда на грани, когда есть нечего, когда узнают, что муж тиранит твоего ребёнка, а дочь от предыдущего брака неизлечимо больна…

Но бывают и те, кто звонит просто поболтать из-за отсутствия собеседника в реальной жизни. Есть постоянная «клиентка», которая часто меняет работу, конфликтует с коллективом. Она не больна психически, но уже и не нормальна. Такую категорию психологи между собой называют «пограничниками». Им часто, чтобы почувствовать себя значимыми, надо быть просто выслушанными.

В выходные на службу поступает от одного до десятка звонков. Около трети – от подростков и молодёжи по поводу трудоустройства (линия по трудоустройству тоже на этом номере телефона). Процентов по десять – звонки по личным вопросам «любит-не любит-бросил»; просьбы родителей о помощи в воспитании и установлении доверия с ребёнком. А ещё два процента – это трудные звонки – суициды, аборты, насилие, глубокая депрессия. После таких разговоров сам психолог нуждается в профессиональной помощи. Оказывается, психолог, чтобы избежать профессионального выгорания, должен обращаться к коллегам не реже раза в полгода. В маленьких городах профессионала отыскать нелегко. Люди стесняются обращаться к специалистам там, где их «каждая собака знает». Клиентов для частной практики немного, да и стоимость часа профессионала колеблется от трёхсот до четырёхсот рублей. Тогда как в больших городах час психолога начинается от полутора тысяч рублей. Именно поэтому многие врачеватели человеческих душ перекочевали в мегаполисы. Ирина нашла другой выход. Работает психологом по призванию, а зарабатывает на жизнь в других сферах.

В тот день психолог приняла ещё два звонка. В одном мужчина рассказал, что от него без объяснения причин ушла жена. Позже Ирина расскажет, что такие звонки не редкость: женщины перестали бояться одиночества, часто зарабатывают больше мужчин, а если есть ещё и ребёнок, то наша современница просто образец успешности. Так меняются ориентиры…

А ещё позвонила девушка. «Клиент», которого ведёт Ирина (такие есть у каждого психолога службы). Когда-то девушка попросила помощи: неразделённая любовь к коллеге по работе выбила её из колеи. Психолог постаралась переориентировать влюблённую на карьеру. Сейчас девушка звонила сообщить о своих успехах по работе.

– Самое главное в работе психолога, – подводит некий итог Ирина Заболотская, – не давать советы. Этого мы не имеем права делать. Психолог должен подвести человека к переосмыслению, своего рода «перепрограммированию». Сделать это в критической ситуации человеку самостоятельно практически невозможно.

2-53-11 – «телефон доверия». Он отзывается на выходных с 12 до 17 часов.