Ейские филиалы вузов проваливаются в демографическую яму. На все высшие учебные заведения города скоро просто не хватит выпускников. Выход каждый филиал ищет по-разному.

Все ниже, ниже, ниже…

С каждым годом число выпускников ейских школ сокращается. В 2003-2005 годах школы оканчивало многочисленное поколение детей, родившихся во времена последнего на сегодняшний день беби-бума – в 1986-1988 годах. Число выпускников городских школ переваливало за тысячу человек. И, как сокращалась рождаемость в конце 80-х – начале 90-х, так же неуклонно сокращается число одиннадцатиклассников в конце нынешнего десятилетия.

Каждый год одиннадцатиклассников становится меньше на сотню человек. Два года назад – около 900, год назад – примерно, 800, в нынешнем году – 700. В некоторых небольших школах выпускных классов нет.

Выпуск поколения беби-бум принял на себя десяток филиалов высших учебных заведений, работающих в Ейске. Сейчас же складывается ситуация, когда абитуриентов на всех не хватит. По оценке специалистов управления образования района, ейские филиалы вузов способны одновременно принять на обучение на первый курс около 1000 человек.

Местные филиалы могут закрыться не из-за ужесточающихся правил лицензирования и сертификации, а по простой экономической причине – им просто не хватит клиентов, то есть студентов. Решать эту проблему вузы будут по-разному.

Армейский удар

Конкуренция за будущих абитуриентов все время растет. Фланговую атаку на гражданские учебные заведения провели военные вузы страны, начав прием на обучение девушек, чем обострили проблему для «мирных» вузов.

Как бы не объясняли эту тенденцию высшие военные чины России – требованиями времени, эмансипацией женского пола, еще одним шагом в борьбе за равноправие полов, желанием «гуманизировать» армию – в основе такой политики лежит все та же нехватка абитуриентов. Принимая девушек для обучения, военные вузы резко, в два раза, расширяют «клиентскую базу». Теперь за счет женского пола потенциальных абитуриентов в военных заведениях становится в два раза больше. Среди других военных училищ женский курс появился в Ейском авиаучилище.

Удар сверху

Нарастающая нехватка абитуриентов позволила Рособрнадзору приступить к лечению давней «головной боли» – снижению количества учебных заведений, не дающих, по мнению чиновников, достаточного уровня образования.

С нового года Россия ужесточает требования к аккредитации вузов. Как именно и в какой форме проявится эта жесткость, станет ясно к новому году, но то, что процесс пошел – очевидно. Сейчас в Рособрнадзоре обсуждается проект изменений. Об этом заявила глава ведомства Любовь Глебова. По ее словам, ужесточение процедуры аккредитации – это часть процесса модернизации образования, который происходит непрерывно.

Сейчас по отношению к вузам всего существует два типа требований: лицензионные и аккредитационные. Лицензионные требования предъявляются как по отношению к самому учебному заведению, так и по отношению к программам, которые он использует. Исходя из лицензионных требований, экспертная комиссия разрешает или запрещает функционировать вузу, одобряет или отзывает конкретную программу преподавания. Аккредитационные требования, в свою очередь, определяют, соответствует вуз своему статусу или нет.

Процедура аккредитации вуза осуществляется раз в пять лет. Она необходима, если вуз хочет выдавать своим студентам дипломы государственного образца.

О том, что высших учебных заведений станет меньше, заявил и министр образования и науки Андрей Фурсенко. По его словам, в настоящее время в России зарегистрировано 3,2 тысячи вузов. Но со временем, по мнению министра, в стране может остаться лишь 150-200 вузов. А статус университета, который сегодня носят 500 вузов, останется максимум у полусотни.

Дополнительные требования к процессу аккредитации университетов, институтов и академий находятся в процессе обсуждения. Студентам, вуз которых по новым правилам будет признан «ненастоящим», Любовь Глебова посоветовала пенять на себя.

«Сами знали, куда шли, еще при поступлении. Можно перевестись в аккредитованный институт, проучиться там год и получить диплом государственного образца», – сказала глава Рос-обрнадзора.

Видя бой со стороны

Андрей Губченко, конкурсный управляющий:

 – При всей специфике образовательного бизнеса при принятии стратегических решений управленцы вузов руководствуются теми же экономическими законами, что менеджеры из других сфер деятельности. Если число потребителей товара и услуг снижается, то для сохранения предприятия принимаются антикризисные меры. Идет сокращение издержек – снижается выпуск продукции, сокращаются штаты и т.д. Но такие меры часто приводят к снижению качества, а если говорить о провинциальных вузах, качество подготовки выпускников и так «хромает»…

Если ситуация не дошла до критической, то можно пытаться увеличить число клиентов, расширив предложение и снизив цены на свою продукцию. Но проблемы сферы образования в том, что принять такие меры быстро невозможно. Если, к примеру, какой-нибудь хлебный комбинат в условиях снижения потребления хлеба может наладить выпуск круассанов, сдобных булок, кондитерских изделий и т.п., то в образовании быстро вывести на рынок новое предложение невозможно. Каждая образовательная услуга, которую предлагают вузы, нуждается в лицензировании, это долгий и утомительный процесс…

Теоретически сейчас не такое плохое время для бизнеса на образовании. Кризис, вышедший за пределы финансовых учреждений, ударивший по производству, уже привел к сокращениям штатов на предприятиях. Конкуренция на рынке труда становится острее. И тем, кто остался, и тем, кто сокращен, нужно повышать квалификацию, приобретать новые знания. Неплохое вложение личных средств – в себя самого. Но мало кто из тех, кто уже получил высшее образование, готов идти учиться на годы, приобретая новую специальность. Если бы вузы предлагали экспресс-курсы, экстернаты, предельно сокращенные сроки обучения, то у них была бы неплохая клиентская база. Но это – в теории. На практике будущее большинства провинциальных вузов мне кажется мрачным.

Взгляд изнутри

Директор Ейского филиала Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» Елена Скрыпкина:

 – Если посмотреть в динамике ежегодный прием и выпуск студентов, то мы уже ощущаем сокращение числа выпускников школ. Тем не менее, в этом учебном году результат набора студентов выше прошлых лет. Но демографическая яма имеет место быть.

По вопросу сокращения вузов в Ейске – я думаю, время расставит все по своим местам. Если в городе со 100-тысячным населением 12-15 филиалов вузов – это несерьезно. Но каждый имеет право на жизнь…

Ужесточение правил лицензирования и аккредитации заставит всех работать по-другому – иначе закрытия не миновать. Ликвидация потенциально грозит любому филиалу. Но наш коллектив, профессорско-преподавательский состав уверены, что мы не закроемся. В условиях сокращения числа выпускников все последние годы к нам идут все больше абитуриентов.

Мое мнение: чтобы остаться в рейтинге вузов, во-первых, необходимо укрупняться. То есть, если филиал будет полноценным, если будет иметь много студентов, то он выживет.

Во-вторых, я буду применять новые формы образовательных услуг (а лицензия на это у нас есть). Это повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам филиала, будет введено дополнительное образование. Есть и другие идеи.

Мы уже лицензируем и предложим в 2009-10 учебном году новые специальности, которые будут востребованы на рынке труда.

По поводу снижения стоимости платы за обучение – думаю, это практически невозможно. Причин много. Инфляция, которая отражается на себестоимости обучения, головной вуз определяет уровень затратности образовательного процесса, ежегодно повышается арендная плата за муниципальные площади, растет стоимость коммунальных услуг, растет заработная плата преподавателей, необходимо постоянное обновление электронно-вычислительной техники, компьютерных программ, которые тоже дорожают и.т.д. То есть объективных оснований для удешевления стоимости обучения просто нет.

А сокращение штата преподавателей от нас не зависит, так как у нас работают «живые» преподаватели головного вуза и мы обеспечиваем согласно расписанию их доставку ежедневно. Их у нас более 120 человек.

В настоящее время РГЭУ «РИНХ», а это значит и все его филиалы, переходит на новую форму управления – «Автономное учреждение» (согласно закону «Об автономных учреждениях»). Что это значит? А это значит, что головной вуз и филиалы будут иметь только госзадание (это как ранее госзаказ на специалистов с финансированием из федерального бюджета), все остальное – платные образовательные услуги. В этих условиях мы так же пытаемся выжить.

Еще одно мое видение выживаемости – не снижая достигнутого, ужесточение требований к качеству обучения. А качество обучения, в первую очередь, зависит от профессорско-преподавательского состава – не менее 70% должны иметь ученые степени кандидата наук, доктора наук, звания доцент, профессор, т.е. вопрос кадрового подбора преподавателей должен стоять очень серьезно. Только высокие требования к подаче знаний и усвоению их студентами дадут возможность вузу быть привлекательным.

Борис ГОДЛЕВСКИЙ.