Виктор ХМАРА, член Союза журналистов России.

Говорят, всякая профессия красна своими делами. Строителя видно по возведённым домам, рабочего – по станкам, сделанным его руками, агрария – по достатку хлеба. А в чём виден труд простого школьного учителя, каким мерилом измеряется он?

Труд учителя измеряется трудом рабочего, строителя, селянина. Школьный учитель по крупицам создаёт человека будущего. Вглядитесь в жизненный путь каждого учителя. В нём и он сам, и судьбы всех его питомцев.

Александра Никодимовна Качевская с 1950-го года – в средней школе № 3. Параллельно окончила Краснодарский педагогический институт. Могла и дальше преподавать русский язык и литературу, но её «тянуло» к малышам. «Люблю детей, люблю свою работу, – говорила она и тут же добавляла, – если к моему труду приложить труд учителя старших классов, тогда из детей что-то получится». Очень скромная, внимательная, отзывчивая (из письма к ней одного ученика – «добрая и справедливая», на что она тут же отреагировала: «Значит встретился где-то с несправедливостью»).

Она находила в каждом ту изюминку, за которую можно «уцепиться» и развить хорошее в ребёнке. Она всегда говорила: «Нет плохих детей, надо их всех правильно распознавать и направлять свои усилия на развитие хорошего в каждом». Почти 80 процентов её выпускников поступали в высшие и средние учебные заведения. В течение многих лет в её классах не было плохих учеников.

Назову имена некоторых, наиболее заметных, из выпускников: Светлана Пелениченко (ейская «англичанка»; окончила Московский полиграфический институт, аниматор, геофизик, живёт в Кембридже, в Англии, была в Ейске с художественной выставкой), Елена Колосова (выпускница Ростовского педагогического института, работает в книжном издательстве «Малыш» в Ростове-на-Дону), Сергей Солодкий (доктор физико-математических наук, профессор, живёт в Киеве), Владимир Деренченко (директор ейской строительной фирмы), Александр Гайдуков (окончил Ленинградский кораблестроительный институт, работает ведущим специалистом в строительной организации Ейска), Ирина Сапитон (работает в краевой клинике, живёт в Краснодаре).

Александра Никодимовна отдала школе тридцать один год. Сотни учеников уже живут своими семьями, у многих появились свои дети и внуки, а выпускников своих она помнит поимённо. Когда «выпадает судьба» всем её выпускникам собраться вместе в Ейске, то они непременно навещают её, свою слегка постаревшую, одинокую (потеряла мужа), но всегда жизнерадостную, доброжелательную первую учительницу.

Среднего роста женщина с тёмными, уже тронутыми серебром седины волосами. Говорит вдумчиво, спокойно. Вот такая моя первая учительница – Александра Никодимовна Качевская.