Игорь МАЛАХОВ.

Найти рассказы о материнстве в исторических документах очень трудно. Авторы охотно описывают великие деяния и героев времени, а женщин, взрастивших их, обычно не замечают. И всё же кое-какие сведения о ейских матерях прошлого сохранились.

Священник Тимофей Стефанов, считающийся первым историком города Ейска, составил в позапрошлом веке этнографическое описание обрядов и обычаев ейчан при беременности и родах. По-прежнему жив обычай позволять беременной есть почти всё, что она захочет, ведь пожелания исходят «от самого ребёнка». И забавно выглядит запрет на рыбу: «ребёнок может быть немым или долго не начнёт говорить». По той же причине нельзя было по праздникам и воскресным дням в доме, где живёт беременная, шить, чтобы «не зашить рот и глаза новорожденному». Также нельзя было работать топором, чтобы ребёнок родился неповреждённым. А ещё во время беременности женщина носила с собой перочинный ножик. На ночь его прятали под подушку. Считалось, что так можно защититься от злого духа и дурного глаза. Во время родов несчастную роженицу водили по дому, заставляя переступать все пороги, встряхивали, носили по комнатам на деревянной лопате.

После долгих поисков удалось найти имена ейских матерей, самоотверженно боровшихся за жизнь и счастье своих детей. Княгиня Наталия Владимировна Урусова жила с тремя детьми в нашем городе в двадцатые годы прошлого столетия. Как представительница «враждебного класса», не имела возможности устроиться на нормальную работу. Чтобы прокормить детей, женщина несколько лет делала на продажу похоронные цветы из разноцветной стружки. Заниматься чёрной работой Наталии Урусовой было не впервой. Во время своих странствий по России ей приходилось трудиться в оранжерее и даже разнорабочей на стройке. Современники отмечали, что семеро детей княгини унаследовали её высокие моральные качества.

В 1875 году в Ейске умер военный врач Пётр Кащенко. Его жена Александра Павловна Черникова осталась одна с восемью детьми, самому старшему из которых было шестнадцать лет, а самому младшему – один год. Ей удалось воспитать их и дать хорошее образование. Двое сыновей Александры Павловны стали учёными. Самый известный из них – выдающийся психиатр Пётр Петрович Кащенко. Выполнив свою миссию, эта женщина решила посвятить себя богу. К концу своей жизни была настоятельницей православного монастыря в Иерусалиме.