Наталия ЩЕЛУПАНОВА.

Маленький рыбацкий хутор Шиловка находится в 4-х километрах от станицы Ясенской. Места здесь замечательные: есть где пасти животных, сено косить, выращивать овощи и фрукты. Рядом море, красивый песчаный берег. Благоприятные условия для здоровой жизни, рождения и воспитания детей. Не хватает только дороги с твёрдым покрытием, трудновато с работой, давно закрылся хуторской клуб…

Люди как люди

В Шиловку я приехала в обеденное время. Вокруг тихо, на центральной улице Шоссейной ни души. Единственный в населённом пункте магазин и небольшой рыночек – своего рода хуторской «майдан». Торговля была с утра, а сейчас под навесом расположилась шумная мужская компания – на столе нехитрая закуска… Увидев фотоаппарат, мужики свернули «культурную программу» и стали расходиться. «А что нам тут ещё делать? Имеем право отдохнуть…» – уходя, бросил один из них. Как оказалось, такой отдых у нескольких местных мужчин – почти ежедневный ритуал.

«Уж сколько мы с ними боролись, и разговоры вели, и участковому грозились заявить. Всё равно шибко за воротник закладывают, мусорят на рынке. Частенько и дебоширят между собой. А ведь мужики молодые, на работу, пусть и в городе, устраиваться не хотят, и по своему хозяйству не очень», – сетует Евгений Константинович Радченко. Он коренной хуторянин, более 40 лет отработал в рыболовецкой бригаде. Когда-то в Шиловке работало их 7. Потом – пять, две, а несколько лет и вовсе рыбаки перестали выходить в море на промысел. Рыбколхоз «Бейсуг» несколько лет назад закрыл рыбцех и перешёл на более рентабельное производство – выращивание зерновых. «Рыбу-то, конечно, ловят. Да только одни браконьеры. Путёвая шиловская молодёжь разбежалась. Старики остались да вон те, кто каждый день на базаре пирует…» – говорит пенсионер. Хуторяне давно стали называть Шиловку дачным посёлком. Постоянно здесь живут чуть больше 70 человек. Половина домов в хуторе большую часть года пустует. Покупают участки и строят жильё москвичи, питерцы, северяне. Но с каждым годом желающих поменять городской уклад на хуторской становится больше.

Шиловские будни

К завалинке, где сидит Евгений Константинович, подходят коренные хуторяне. Лидия Ивановна Гордиенко говорит: «Сколько мы просим нам асфальт по центральной улице проложить. Даже проект был и деньги из края выделялись в 2007 году. Но вместо твёрдого покрытия нам гравийку сделали…». Но это не одна беда хуторян. Вот уже 4 года они добиваются, чтобы поставили забор на шиловском кладбище. Старая деревянная ограда сгнила, её до последнего чинил супруг Лидии Ивановны, Иван Иванович. Хуторяне как-то пожаловались местной власти, что, мол, штакетник совсем наклонился до земли. «Забор тогда и убрали. Обещали поставить новый… В сельсовете говорят, что железные оградки где-то лежат, только вот когда они появятся на своём месте?! Получается, что кладбище у нас прямо посреди посёлка. Не по-человечески это», – сокрушается Ирина Власова. Вот уже несколько лет она – председатель шиловского ТОС.

«Это благодаря её упорству и энергии у нас газ появился», – с гордостью произносит Евгений Константинович. Шиловцы дружно вели голубое топливо в хутор, не было тех, кто бы отказался участвовать в кооперативе. Осенью 2007 года, когда торжественно зажигали газовый факел, не верили, что угольные печки ушли в прошлое. С тех пор и повелось, чуть какая проблема, хуторяне идут сразу к Ирине Васильевне.

А берег рушится

От рыбных цехов сохранились только развалины, как и от «старой» Шиловки. Она была разрушена, по свидетельствам старожилов, в 1948 году «большой волной». И сейчас каждый год море забирает несколько метров суши. Уже от здания яхт-клуба, где занималась детвора из близлежащих станиц, остались только камни. «Про берегоукрепление хутора тоже не раз на сходах говорили. Видите, до кладбища море уже в нескольких метрах. Ведь его же смоет, а там и дома начнёт подмывать», – печально произносит Евгений Константинович. Как остановить процесс? Понятно, что без участия властей спасти берег невозможно.

Иван Ивасенко, глава Ясенского сельского поселения, пообещал, что ограждение на шиловском кладбище появится в будущем году, как раз весной, к «родительскому дню». В бюджете поселения на это запланируют средства. На берегоукрепление хутора невозможно даже посчитать средства – проекта нет. Деньги это немалые, финансирование должно быть федеральное. По его словам, с этой проблемой он обращался к депутатам ЗСК и районным властям.