Ирина БОЙКО.

Не думал – не гадал выпускник Ачинского авиационного училища инженер Алексей Анашкин (на фото), что станет судебным приставом. Родившийся в семье военного воспитанник широчанской школы № 15 когда-то мечтал о небе. Но летать пришлось недолго. В девяностые годы в армии начались сокращения, целый год не платили зарплату. Алексей по приглашению двоюродного брата пришёл в ейскую службу приставов. И за 10 лет дослужился до заместителя её руководителя.

Пригласивший Алексея кузен, кстати, приставом давно не работает. Слишком уж хлопотная должность. Текучесть кадров – одна из основных проблем службы, состав которой за последний год обновился на шестьдесят процентов. Если дознавателю полиции в месяц поступает 6-7 новых дел, приставу-дознавателю – до 300! Итого у каждого пристава в исполнении находится по 1000 дел.

Классный чин

Зарплата начинающего сотрудника, следящего за исполнением решений суда в Ейске, пока составляет десять тысяч рублей. Через полгода он получает «классный чин» и уже зарабатывает тринадцать. Но на этом его карьерный рост заканчивается. Самые стойкие ждут окончания начатой правительством реформы, согласно которой службу должны приравнять к правоохранительным органам. Реорганизация застопорилась из-за кризиса.

«Работа пристава хороша тем, – рассуждает Алексей Юрьевич,– что как бы ни злились на нас должники, взыскатели всегда благодарны, когда удаётся им помочь».

В Советском Союзе института приставов не существовало. Упразднённая большевиками служба появилась вновь лишь в 1997 году. В СССР были судисполнители, которые взаимодействовали с партийными комитетами предприятий. Сейчас наше государство стало правовым, и его граждане получили много свобод, о которых раньше могли только мечтать. Например, свободу обращаться в суд по любому поводу. Допустим, если у соседа скрипит калитка. Или чтобы заставить его спилить ветку. Приходится говорить и о таком явлении, как «судебная мания». Есть, представьте себе, категория людей, получающих удовольствие от длительных тяжб, ставших для них чем-то вроде хобби. Алексей никогда не забудет процесс, когда сосед сначала разрешил соседу провести канализацию через свой двор, а затем продал дом. Новый хозяин построил новый дом прямо на канализационной трубе и через суд обязал соседа… вытащить трубу из-под дома, не нарушая конструкции здания. Судья объяснила, что нужно вырыть яму и лебёдкой вытаскивать трубу, распиливая её на части. «В прессованной земле это было сделать невозможно, – говорит Алексей Юрьевич. – Пришлось мирить соседей».

По закону РФ «О судебных приставах» все мы обязаны оказывать им полное содействие. Однако примерно половина наших сограждан не хотят исполнять решения суда. Они всячески избегают встреч с приставами, скрываются от них, натравливают на них собак и стреляют из охотничьих ружей.

Алименты из «Одноклассников»

Полтора года назад приставу зашивали руку, покусанную псом должника. В Краснодаре службе пришлось завести свой спецназ (группа быстрого реагирования), выезжающий на особо сложные дела. Поэтому специалистам приходится постепенно осваивать «бесконтактные поиски клиентов». Например, через Интернет. Многие должники являются постоянными пользователями социальных сетей. И судебные приставы Ейского района в этом году нашли нескольких нарушителей в «Одноклассниках». Впрочем, нарушителями их можно назвать лишь условно: это надо ещё доказать. Человек может набрать потребительских кредитов в нескольких банках, а потом – погашать их по 50 рублей в месяц. И попробуйте через суд доказать, что их не погашает! Впрочем, после кризиса банки к выдаче кредитов стали относиться строже.

Надбавка к пенсии

Непросто бывает доказать, что доход алиментщика намного больше, чем сумма, с которой он «щедро отстёгивает» на жизнь собственному ребёнку. Так, злостность одного алиментщика доказали по телефонным распечаткам: только на мобильный номер для разговоров он клал себе сумму, в несколько раз превышающую размер алиментов.

Ещё одна примета нашего времени – родители стали требовать алименты с детей. Так, ейчанин, доживший до преклонных лет, никогда не получал помощи от своих пятерых детей, которые выросли и разъехались. Две дочери нашлись в Калуге. Одна из них – пенсионерка, и теперь из её пенсии половина вычитается на содержание папаши. А другая – ведёт асоциальный образ жизни, нигде не работает и имуществом не обросла. И взять с неё нечего…

Недавно в Краснодар приезжали приставы из Израиля. Кубанские коллеги им позавидовали. Информация обо всех средствах каждого гражданина Израиля аккумулируется на одной карточке. Приставам остаётся лишь выставить счёт и закрыть дело. Там такого понятия как «непогашение долга» не существует. Сведения об удерживаемых суммах тоже фиксируются на карте и изрядно портят репутацию гражданина. У наших должников пока ещё есть возможности уклониться от уплаты долга. Но не за горами время, когда судебные приставы смогут блокировать счета должников в банках и иметь оперативную информацию о получении ими кредитов…

Последнее не забирают

Кстати, вопреки сложившимся стереотипам, приставы никогда не заберут у человека последнее. Есть перечень имущества, который останется с вами, сколько бы вы не задолжали. На каждого члена семьи обязательно оставят по кровати (если она не отделана драгметаллами!), по стулу, по шкафу, по комплекту одежды (в том числе и зимней), стол и кухонную утварь, если она не из золота или серебра. Не заберут и единственное жильё, если оно не в ипотеке.

Знойный мужчина

Несколько лет тому назад ейский предприниматель, задолжавший банку несколько миллионов рублей и не получивший поддержки от людей, на которых рассчитывал, покончил жизнь самоубийством. Его дело до приставов не дошло. Однако банк заставил его сына вступить в наследство. И теперь приставам предстоит взыскать долг с наследника. Часть жилья – в собственности супруги погибшего бизнесмена. Поэтому ни она, ни сын не останутся без крыши над головой.

Алексей Анашкин не только координирует работу службы как заместитель руководителя, но и продолжает «ворочать миллионами». Сейчас взыскивает долг по зарплате с управляющей компании. Сотрудники не получали её с апреля; пытается собрать 20 миллионов рублей налогов (в том числе и с портового комплекса); взыскивает крупную сумму от физических лиц в пользу банков по залогу (арест и продажа имущества).

Иногда исполнители жалеют должников. Около 20-ти предпринимателей пострадали в прошлом году от введения имбарго на вывоз зерна. Взяли крупные кредиты, чтобы купить зерно в Ейском районе и продать в Турции. Некоторые даже купить не успели…

Иногда приставы должников презирают. Речь идёт о мошенниках, работающих на грани фола. Среди ейчан есть знойный мужчина «в полном расцвете сил», который задолжал чуть ли не «половине города». Живёт в своё удовольствие, припеваючи, ездит на иномарке за два миллиона рублей, обитает в шикарном доме с роскошной обстановкой. И гордится тем, что у него всё, вплоть до коллекционных коньяков, ему самому не принадлежит.

За 9 месяцев текущего года ейские приставы взыскали 486 миллионов рублей в консолидированный бюджет РФ с 7 тысяч 595 должников. Из них – 23 миллиона налогов, около 6 – штрафов, 625 тысяч рублей зарплаты. Остальное – платежи по кредитам, алиментам и коммунальные платежи.