Ирина БОЙКО.

Подходит к концу 2012 год. Для Кубани он – юбилейный. Газета «Приазовские степи» опубликовала серию материалов, посвящённых знаменательной дате. Самое время выяснить, кто из «птенцов гнезда Воронцова» и их потомков внёс наибольший вклад в развитие Кубани. И я решила провести не претендующее на научность исследование в попытке узнать, кто более из ейчан матери-Кубани ценен, опросив представителей разных слоёв местного населения.

В течение недели звонила руководителям предприятий, известным и авторитетным в городе людям, беседовала с заходящими в редакцию представителями интеллигенции и останавливала на улице «просто прохожих». В качестве экспертов выбрала учёного секретаря Ейского историко-краеведческого музея им. Владимира Самсонова Ольгу Толмачёву, кандидата географических наук Юрия Артюхина и директора торгово-промышленной палаты, депутата райсовета Петра Подставку.

Задача, на первый взгляд, пустяковая. Её нам всем облегчил академик Евгений Котенко. Кстати, его персону называли одинаково часто и важные люди, сидящие в кабинетах, и простой народ на улице. Некоторые затруднялись назвать фамилию: «Тот писатель, который умер недавно…». Но вывод очевиден: Евгений Александрович оставил нам богатейший исторический материал и по праву достоин поэтического эпитета «солнца ейского краеведения»: именно благодаря ему вклад ейчан в развитие и Кубани, и России стал для нас и осязаем. «Здесь нельзя не вспомнить и учителя Котенко – краеведа и школьного педагога Владимира Самсонова, 110 лет со дня рождения которого мы отметим в следующем году, – говорит Ольга Толмачёва. – Его учениками были и режиссёр Сергей Бондарчук, и художник Юрий Коротков, и директор медучилища врач Александр Демченко».

Если вести счёт со времён «сотворения Ейска», то, безусловно, самым «почётным» гражданином является его основатель Михаил Воронцов. Его знают все. Хотя в последнее время среди сведущей публики появились сомневающиеся: а может, для основания порта можно было выбрать место поудачнее? «Воронцов основал ейский порт в надежде, что инициативная часть его населения будет действовать и шевелить мозгами, чтобы решить острейшие проблемы порта. Но появилась разношёрстная публика, которая долго не могла договориться, стоит ли скидываться по копейке с прибыли и помогать порту. В то время как «плечо перевозки» в ейском порту составляло более 8 км, в Глафировке и Порт-Катоне элементарные причалы «на козлах» принимали иностранные суда», – говорит кандидат географических наук Юрий Артюхин. Всё-таки без Воронцова не было бы Ейска. Юрий Владимирович может долго и интересно рассказывать о том, что происходило дальше: о вражде между казачьим и городским сословиями, о том, как быстро менялись атаманы, о сепаратистском движении на Кубани в начале 20-х и о многочисленных жертвах репрессий советской власти.

А вот в исторической памяти простых ейчан – провал. И многие из них вслед за основателем Ейска Воронцовым называют имя борца Поддубного. Хотя до его появления по ейской земле ходили немало славных людей. Интересно, что в 1914 году в Ейске было 270 почётных граждан, правда, с членами их семей (звание было не только личным, но и потомственным). Что мы знаем о них, кроме того, что все эти люди способствовали экономическому развитию и процветанию города в начале прошлого века? Неужели и о нынешних почётных через 100 лет потомки будут знать то же самое? А может, звание почётного – не самый надёжный пропуск в историю? Поддубного же при жизни в Ейске не очень жаловали…

Многие сходились на том, что наибольший вклад в развитие Кубани внёс тот государственный (муниципальный) деятель или политик, кто больше всего сделал для народа.

Пётр Подставка, депутат райсовета и директор торгово-промышленной палаты, уверен, что один из достойнейших граждан Ейска – Николай Меняйлов. Он был директором станкозавода, с 1973 года – первый секретарь горкома партии, занимавший эту должность 10 лет. Водовод от станицы Ленинградской, городские очистные сооружения, благоустройство парка им.Поддубного, спортивный комплекс «Юность», Дворец культуры – всё это появилось благодаря Меняйлову и до сих пор служит ейчанам. Но главная заслуга Николая Ивановича – он растил и воспитывал кадры. По мнению экспертов, кадровая проблема – острейшая на Кубани со времён большевистских репрессий по сей день. В то время, как Николай Меняйлов «превращал наш город в сад», первый секретарь райкома Виктор Бражник делал район «академией ценных пшениц». Во времена пребывания Меняйлова и Бражника у власти на Кубани были более качественные продукты в сравнении с соседней Ростовской областью и – по доступной цене. «В 70-е годы сметана в Ростове напоминала кефир, а в буфете Краснодарского вокзала была отменного качества, – вспоминает Юрий Артюхин. – Разве может быть на Кубани хлеб, который невозможно есть на второй день, или твёрдый сыр – пахнуть пахтой?..»

Но не хлебом единым ейчанин жив. Заслуживают упоминания в списке знаменитых ейчан-кубанцев спортивная чета Олега и Лидии Запорожченко, меценат Михаил Чепель, народный любимец – главврач роддома Иван Яшин.

Разительно от мнения экспертов отличается «глас народа». Никто из опрошенных мной не знает Меняйлова, Самсонова или Чепеля. Чаще других после Поддубного простые прохожие называют имя… Сергея Тулинова, вспоминая его с благодарностью за реконструкцию центра города и парка Горького. «При нём стало удобно ходить по Воронцовскому проспекту, центр Ейска обрёл цивилизованный облик», – считает Клавдия Рубец, пенсионерка. Частый гость редакции риелтор Илья Жуков назвал игумена Димитрия из Копанской: «К нему за помощью и благословением приезжают люди со всей России. Он им помогает, а сам даже дома не имеет». Ветеран образования Анатолий Задорожный – нынешнего главу района Михаила Тимофеева: «При нём построили детскую поликлинику, ремонтируют больницу, преображаются дома в военном городке, проводится газ в районе».

Однако большинство респондентов сошлись во мнении: имя главного героя города и района мы узнаем позже. Им станет тот человек, которому удастся вывести наш муниципалитет на новый уровень социально-экономического развития, вернуть ему место в первой десятке муниципальных образований края. А значит – дать людям чувство стабильности, хорошую работу с достойной зарплатой. Ему предстоит восстановить заводы, комбинаты, птицефабрики и фермы. Вернуть городу звание единственного промышленного центра на севере Кубани, коим он был ещё несколько лет назад. Вам это по плечу? Дерзайте!.. Если хотите войти в историю… И ещё мне, что называется, запал в душу ответ Николая Николаевича Приймак, бывшего заместителя руководителя Ейского отделения Сбербанка. Он начал было рассказывать о том, как много, с учётом многочисленных денежных реформ, сделали для Кубани работники Сбербанка… Потом вдруг замолчал на минуту и продолжил: «Впрочем, каждый из нас, что бы он ни делал и чем бы ни занимался, если выполняет свою работу профессионально и творчески, вносит неоценимый вклад в развитие Кубани!»