Игорь МАЛАХОВ.

Для подготовки материала к профессиональному празднику таможенников надо было своими глазами увидеть работу современных Верещагиных. Так я попал «на комиссию».

Оказаться в порту человеку, не имеющему специальных пропусков, непросто. Лишь получив бумаги, испещрённые красными, зелёными, синими печатями, можно немного расслабиться и ожидать, когда таможня позовёт с собой.

С этим незамедлили – ейский порт постоянно принимает и отправляет корабли. И каждый раз повторяется одна и та же процедура. Моряков посещает специальная комиссия, состоящая из представителей разных ведомств. Больше всего дела здесь у таможни…

У причала элеватора застыл сухогруз «Бореалис», пришедший в Ейск из турецкого Трабзона за кубанской кукурузой, предназначенной для греческого хлеба. Над судном реет флаг центральноамериканского Белиза – красно-синее полотнище с гербом посередине. Экипаж составляют тринадцать русских и украинских моряков. Комиссию встречает капитан корабля с очень «нашей» фамилией: Геннадий Иванов. Шесть лет назад культовый режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту снял фильм «Вавилон». И показал в нём, как с развитием связи и путей сообщения планета превратилась в один большой многоязыкий город, где всё немыслимо связано и перепутано. Всю глубину режиссёрского замысла можно осознать, лишь самому оказавшись в центре такого «клубка». Хотя бы – у трапа «Бореалиса».

«Для нас экзотические страны давно уже стали обыденностью, – весело говорит заместитель начальника отдела специальных таможенных процедур Сергей Скрыпников. – Видели мы флаги Острова Кука, Танзании, Сьерры-Леоне, Маршалловых островов… Удивляемся, лишь когда приходит в ейский порт судно под флагом страны, никак с морем не связанной. Скажем, Монголии».

По пути Скрыпников объясняет, чем мы торгуем с миром. После установления по сути запретных пошлин на вывоз из России леса-кругляка и металлолома, из ейского порта, в основном, везут за рубеж пшеницу, кукурузу, подсолнечник и наливные грузы (мазут, бензин, подсолнечное масло, патока). Импорт, по большей части, состоит из стройматериалов (цемент, гипсовая штукатурка).

У трапа сухогруза застыл пограничник. Палуба «Бореалиса» – территория другого государства. Члены комиссии благополучно пересекают границу и приступают к своим обязанностям. Пограничники проверяют паспорта у членов команды, врача Ольгу Яковенко интересует их здоровье. Таможенник должен оформить документы на судно и товары, если они есть. Но «Бореалис» пришёл с пустыми трюмами, потому задача упрощается. А ещё надо проконтролировать, чтобы прибывшие издалёка моряки не пронесли на российскую территорию заграничные товары сверх разрешённого количества. А разрешено с собой иметь, к примеру, не больше одного блока сигарет и трёх литров спиртного, независимо от его крепости. Если до пяти литров, надо платить пошлину. Если ещё больше, то «излишки» изымаются и прячутся таможенником под ключ. Хозяин получит их, когда судно будет покидать порт. Можно иметь с собой, не декларируя, до десяти тысяч долларов. Если будет больше – административный штраф.

На этот раз всё прошло благополучно, и таможня «дала добро». Несколько часов «Бореалису» нужны для спуска за борт балластной воды, затем всю ночь он будет заполнять свои трюмы кукурузой. Три тысячи тонн, или сто «КамАЗов», по выражению Сергея Скрыпникова. Утром сухогруз уже отправится в путь. «Корабль – это большой грузовик, который ходит туда-сюда на дальние рейсы. А хозяин получает за это деньги и… жить можно», – так объяснил мне «смысл жизни» агент судна.

«Да нет у нас ничего особенного, – отмахивается от моих назойливых расспросов начальник отдела специальных таможенных процедур Татьяна Крохмаленко. – Текучка… обыденность… А вы ожидали услышать истории о контрабанде? Наркотики на моей памяти один раз обнаружили – совсем немного».

Ейск находится в стороне от оживлённых морских трасс. Столкновения типа верещагинских («Не много ли товару набрал, Абдула? И всё, небось, беспошлинно?») здесь вряд ли возможны. Ну, бывает, наберёт неопытный морячок за границей дешёвого пива или виски несколько ящиков. Не подозревая, что на родной берег сгрузить их не сможет. На то и существуют таможенники, чтобы стоять на страже экономических интересов государства. Такая работа…