Ирина БОЙКО.

Подполковник запаса Игорь Иванычев – ветеран спецназа ГРУ. В его послужном списке – 16 лет военных командировок. Он командовал разведгруппой специального назначения в Афганистане, был начальником разведки отряда спецназ в Чечне. Принимал участие в вооружённых конфликтах в Осетии, Грузии и Азербайджане. Мастер парашютного спорта. У него около (точно не помнит!) пяти тысяч семисот прыжков с парашютом. Более 160-ти разведвыходов в Афгане.

Чтобы наша встреча состоялась, спецназовцу пришлось «оторваться» от хобби – охоты на фазанов. Учитывая меткость стрелка, думаю, удалось спасти жизнь сразу нескольким птицам. «Охочусь только на территории, разрешённой для проведения охоты и только в периоды, разрешённые законом», – уточняет Игорь Владимирович. На вопрос о том, жалко ли птичку, смущённо пожимает плечами: «Инстинкт!»

В День войск специального назначения в доме охотника будет накрыт праздничный стол – вся его жизнь связана со спецназом. «До начала 90-х годов отряды специального назначения были только в ГРУ и КГБ», – рассказывает подполковник. Он в 1984 году окончил Рязанское училище ВДВ – факультет, готовивший кадры для командного состава ГРУ. Получил должность референта-переводчика.

Основное предназначение спецназа ГРУ – борьба со средствами ядерного нападения вероятного противника. Найти и обезвредить вражескую пусковую ракетную установку – возможно, ценой жизней десятка бойцов группы спецназа. Однако уже во время учёбы в военном училище стало понятно, что холодная война – позади. Поэтому выпуск Игоря готовился поддерживать национально-освободительное движение в Мозамбике и Анголе, что тоже не состоялось. Зато «состоялись» Афганистан и Чечня, где ему пришлось бороться с бандитскими формированиями, уничтожать до зубов вооружённые караваны противника. Многое из того, что было, останется за рамками интервью. Спецназ – та часть армии, по отношению к которой чаще других применяется «гриф» – совершенно секретно.

Самое страшное случилось в Афгане, когда группа попала в глубокое окружение и не было никакой надежды на выход. Решили вызвать огонь на себя. «Зачем?»… «А зачем лётчик идёт на таран?» – отвечает. И всё же они пробились. Он сказал бы, что помог бог, если бы верил в него. Для таких, как Иванычев, существует понятие – «военное счастье». Про те потери говорит скупо: «Вышли все – в спецназе ГРУ ни убитых, ни раненых не кидают…» Про общее число уничтоженных боевиков – по спецназовской привычке – так же дипломатично: «Не мы им жизни давали, не нам забирать, а если так случилось – бравировать этим нельзя»… Про встречи с друзьями – грустно: «Или – на похоронах, или – на войне».

В 1992-м году перевёлся из Грузии в ейскую авиационную дивизию, где работал начальником поисково-спасательной и парашютно-десантной службы. В 2008-м вышел на пенсию. Тут улыбается: «Военная пенсия – это счастье!» Он – кавалер двух орденов Красной Звезды, обладатель медали ордена «За заслуги перед Отечеством» и десятка других наград, демобилизовавшись, работал сторожем в садах хозяйства «Плодовое». Однако пришлось уйти – во время «встречи» с воришкой спецназовец не рассчитал свои силы, и плата за украденные яблоки для нарушителя «плодовой идиллии» оказалась уж слишком суровой. Теперь Игорь работает в службе безопасности одного из предприятий. В свободное время рассказывает школьникам о спецназе, о славных страницах военной истории страны. Ейские старшеклассники, которые хорошо знают немецкую группу «Рамштайн», но затрудняются сказать, кто такой Гастелло или Матросов, слушают ветеранов внимательно. Некоторые мечтают о спецназе. Он с радостью сообщает им, что в Рязанском высшем военно-десантном командном училище после двухгодичного перерыва возобновлён приём курсантов. Что после трёх лет «простоя» Новосибирское военное училище начало набор будущих офицеров общевойсковой и специальной разведки. Или советует идти служить по контракту: бригады спецназа дислоцируются и на Кубани, и в Ростове. А тем, в ком жива ещё тяга к чтению, рекомендует вместо книги Виктора Суворова «Спецназ» читать Сергея Козлова «Спецназ ГРУ. 50 лет истории, 20 лет войны». За плечами 49-летнего Игоря Иванычева 16 военных лет из 20-ти, он твёрдо знает: в этой книге – вся правда про спецназ.