Беседовала Ирина БОЙКО.

В небольшом Ейске насчитывается 11 рекламных агентств. Одним из них руководит моя сегодняшняя собеседница – предприниматель, дизайнер и просто творческий человек Ирина Лисакович.

– По отзывам ваших клиентов, как влияет реклама на повышение прибыльности компании?

– Грамотная реклама (правдивая, привлекающая внимание и вызывающая положительные ассоциации) и увеличение продаж – взаимосвязанные вещи.

– Как вы оцениваете качество ейской рекламы в общем и наружной – в частности?

– Ейская реклама неоднозначна. Я имею в виду прежде всего наружную рекламу. Есть штучные, довольно интересные работы, но, к сожалению, подавляющее большинство – это варианты с минимальным бюджетом. Понятно, когда человек впервые пытается открыть своё дело и экономит на всём. Но и в этом случае я бы не советовала увлекаться дешёвкой и идти на поводу рекламщиков, предлагающих просто «поклеить плёнку» на куске жести. Поверьте, эта реклама будет работать против вас. Рекламный объект, выполненный из очень дешёвых материалов, вульгарно, с отсутствием продуманного дизайна, вызывает подсознательную отрицательную реакцию. При этом подобная реклама просто «засоряет» визуальное восприятие архитектуры, не вписывается ни в фасад здания, ни в перспективу улицы или площади.

– Почему вы выбрали именно рекламу?

– Я выросла в семье творческого человека. Мой отец – Юрий Николаевич Козаченко, заслуженный деятель искусств Кубани, разносторонне одарённый человек, художник, журналист и писатель, несколько лет работал главным художником города Ейска. Он оставил любимому городу несколько книг с поэзией и прозой, в том числе и о Ейске. У него было много друзей, среди них очень авторитетные и известные люди из разных городов, которые уважали отца и считались с его мнением. Когда мне было 5 лет, мне купили скрипку. Я профессионально обучалась музыке, работала концертмейстером в Ейской музыкальной школе, звукорежиссёром в Государственном республиканском драматическом театре им. Лермонтова в Грозном. Это было очень интересно. Кем бы и где я ни работала потом, творчество звало меня. И особенно – дизайн. Дизайн – это стиль, и он присутствует везде: в коробочке для парфюма, в автомобиле, в интерьере помещения и, конечно, в грамотной, профессионально разработанной и изготовленной рекламе. Определённое влияние на меня оказал и муж – дипломант всероссийских и региональных конкурсов, участник нескольких зарубежных художественных выставок.

– Знаю, что вы выполняете заказы предпринимателей из Ростова, Геленджика. Почему в родном городе ваши идеи иногда остаются невостребованными?

– Ещё в 2001 году город объявил конкурс на лучший проект логотипа (бренда) Ейска. По условиям конкурса победитель имеет право на установку за счёт городской администрации въездной стелы с логотипом. Победил наш проект: въездная стела в виде паруса. Под этот проект администрация города объявила сбор средств, многие фирмы и предприятия перечисляли деньги, но средства зачислялись на спецсчёт администрации, и их судьба мне неизвестна. Специально для въездной стелы был разработан ещё один проект – «Парусная регата». Он представляет собой композицию двухсторонних рекламных щитов оригинальной формы на фоне излучины береговой полосы между Александровкой и въездом в город и должен был предварять и подготавливать встречу с главным въездным знаком – стелой в виде паруса, повторяющего форму Ейской косы. Идея проекта называлась «Мой город – парус над водой»: много лет в нашем городе проходят всероссийские соревнования по парусному спорту. Главный архитектор Александр Страмоус заинтересовался этим проектом, выезжал в составе комиссии «в поле» для «привязки» объектов, но вскоре он ушёл с этой работы. Несколько лет макет нашего проекта стоял в зале заседаний депутатов горсовета. Потом он стоял в кабинете у прошлого главы, Лащенкова, и очень ему нравился. Не было денег. Интересовались им и последующие архитекторы, но ситуация странная – либо отдай свой проект за «спасибо», либо ставь за свои средства. Сейчас есть заинтересованные проектом представители других курортных городов, по достоинству оценивающие эту сложную работу.

– Вот это новость! Оказывается, у нашего города есть официальный логотип!.. А ведь идею паруса как символа Ейска позже использовали и другие художники…

– Я далека от мысли, что у меня её украли. Паруса снятся многим романтикам. И всё же я имею законное право на установку въездного знака именно по моему проекту и надеюсь, что оно будет реализовано…

– Сейчас у нашего города в курортной сфере появилось много конкурентов: Геленджик стремительно развивается, Темрюк «набирает обороты», появляются на курортном олимпе такие неведомые никому раньше бренды, как Голубицкая… Реклама курорта приобретает стратегическую, социальную важность как реклама градообразующей отрасли?

– Важность рекламы курорта трудно переоценить. Очень важно сформировать лицо города, его неповторимый образ, сделать акценты на том, что присуще только Ейску и чем бы он отличался и привлекал к себе.

Мой отец когда-то разработал стелу «Морские коньки», установленную на приморской набережной, рядом с «Казачьим куренем», и это одна из визитных карточек Ейска-курорта… Сейчас есть готовый художественный проект с привязкой к глубоко историческим корням: по замыслу это монументальная композиция «Основателям и защитникам Южно-Русского княжества», расположенная на пустых серпантинных склонах в зоне Приморского бульвара… Есть худпроект памятника для Театральной площади: «Гражданам города Ейска» (всем, кто участвовал в строительстве Ейска). Разработан художественный проект для парка им. Поддубного: «Молодёжный интеллектуальный клуб УФО» с планами-сценариями для проведения творческих вечеров, интеллектуальных игр, научно-познавательных лекций. Конструкция уникальна, в форме летающей тарелки, висящей в воздухе в столбе света, ей нет аналогов. Аттракцион будущего…Кроме этого, готовы работы для выставки социально-политического плаката, направленной на формирование общей культуры горожан и многочисленных гостей. Также есть много работ малой архитектурной формы, парковой архитектуры и мест отдыха… Создаётся впечатление, что это никому не надо в нашем городе. Чтобы что-то согласовать, надо тратить время и силы на бюрократические инстанции. Ко мне обращаются люди из других городов, которые ищут проекты, оригинальные формы, самобытную подачу материала. Они уважают талант и время творческого человека, а не используют чужие идеи.

– Сколько лет вашему рекламному бизнесу? Насколько чувствуете влияние конкурентов? Что было самым сложным на этапе становления?

– Рекламой и дизайном занимаюсь около 12 лет. На этапе становления сложностей не помню. Друзья поддерживали… Наши работы – бюст Главкома ВВС России генерала армии В. Михайлова, росписи и витражи в торгово-промышленной палате. Нами выполнены ростовые портреты в технике масляной живописи основателя города Светлейшего князя Воронцова и главы города Ненашева, которые сейчас украшают зал заседаний городской администрации… Работа всегда была в кайф. Как и сейчас…

 – Ваше мнение о местной политической рекламе, в том числе и в СМИ.

– Много дифирамбов. Особенно противно читать, как себя пиарят некоторые кандидаты с сомнительной репутацией, о которой все знают. Город-то маленький. В то же время есть во власти и достойные люди. Люди слова и чести. Мы все связаны так или иначе, мы едим один хлеб и ходим по одной земле. Мне бы хотелось исходить из любви, а не из ненависти.