Олёна ЖОЛОБОВА.

«Разрешите взлёт?» – «Взлёт разрешаю!». Ничего лишнего в диалоге между пилотом и авиадиспетчером не услышишь – ни шуток, ни личных пожеланий. «Эфир не для этого, – говорит авиадиспетчер Константин Андриенко (на фото). – А если, не дай бог, что-то случится в полёте, то запись радиообмена будет арестована и тщательно изучена: любое слово может оказаться роковым».

Константин Андриенко, можно сказать, был по обе стороны радиообмена. Сначала окончил Краснокутское авиаучилище и работал пилотом гражданской авиации. Потом окончил курсы авиадиспетчеров в Ульяновске и стал давать разрешения на взлёт-посадку в аэропорту Балаково. В Ейском аэропорту Константин Иванович работал с 2001 года. «В первые годы самолёты поднимали с грунта, – говорит он. – Потом, когда аэропорт расширил связи с другими компаниями, за сезон он стал обслуживать до 15 тысяч пассажиров». Два лета из-за реконструкции военного аэродрома аэропорт не принимает пассажирские рейсы, с грунта поднимаются только самолёты сельхозавиации. С января этого года авиадиспетчер Константин Андриенко временно работает в службе охраны аэропорта, но говорит, что всё это время в мыслях продолжает сажать самолёты. «Диспетчер – это как руководитель полёта, – объясняет он. – В больших аэропортах есть авиадиспетчеры старта, руления, круга, подхода, контроля. А в небольших, как наш, всё это дело одного человека. Причём, в голове надо держать все борты, которые находятся в полёте». Неудивительно, что на диспетчере лежит немалый груз ответственности за успех полёта: он сообщает пилотам о встречных и пересекающих самолётах, изменяет курс, высоту полёта. Правда, сейчас стремятся упростить требования к полётам: например, выделили низкую зону, в которой летают частные самолёты. Их пилоту достаточно просто оставить доклад о вылете, никто его не контролирует в небе. Другие требования и к подготовке пилотов. «Раньше летали по чуть ли не пошаговому «Наставлению по производству полётов», – говорит Константин, – нынешние федеральные правила – лишь часть той инструкции. «Зубры» авиации ушли на пенсию, а молодёжь, которая разрабатывала правила, больше ориентирована на Запад». Никто не говорит, что раньше самолёты не падали, но ошибок, причиной которых является «человеческий фактор», было меньше.

Выудить из опытного пилота и диспетчера Константина Андриенко «секреты» его профессиональной деятельности нелегко. Замечает только, что регулярные проверки знаний и подготовки у «наземных» работников обязательны. И здоровье у авиадиспетчеров должно быть отменным: врачебно-лётная комиссия для них обязательна, как и для тех, кто общается с ними по другую сторону радиообмена.