Павел ЖЕЛТОВ.

В актовом зале ейской школы № 2 прошло районное родительское собрание, посвящённое добровольному тестированию школьников на употребление наркотиков.

Такие прямые беседы специалистов с родителями учащихся старших классов – первый этап масштабного мероприятия по борьбе с распространением употребления психотропных веществ подростками. По словам заместителя руководителя управления образованием администрации района Ирины Сытовой, этот этап имеет очень важное значение. В тестировании подростков на наркотики слово «добровольное» играет непоследнюю роль. Для проведения анализа нужно письменное согласие подростка, если ему уже исполнилось 15, или его законных представителей – родителей или опекунов.

О важности тестирования подростков на употребление наркотиков родителям рассказали сотрудница наркологического диспансера Анжелика Чечина и оперуполномоченный ейского отдела госнаркоконтроля Юлия Мацкевич. Нужно было донести до взрослых, а через них и до их детей, что это тестирование не имеет целью «уличить и обвинить». Главное – профилактика. Во-первых, зная о таком внимании к употреблению психотропных веществ со стороны различных ведомств, дети поостерегутся лишний раз «баловаться». Во-вторых, никогда не будет лишним рассказать о бедах, которые идут рука об руку с дурманом.

Ещё один очень важный момент в тестировании школьников – анонимность обследования. Нужно понять, что даже в случае положительного результата об этом узнает очень узкий круг людей. Анонимность начинается с самой процедуры сдачи биоматериала (в нашем случае это моча). Подросток заходит в кабинет один, никаких имён нигде не фигурирует – только номера. Биоматериал делят на две части. Медик (а тестирование проводят не работники школы, а прошедшие обучение сотрудники ЦРБ и наркологического диспансера) анализирует одну из них с помощью так называемого мультитеста, который может показать следы употребления ребёнком марихуаны, опиатов как растительного, так и синтетического происхождения, барбитуратов и амфетаминов. Кроме того, тест реагирует на никотин. К слову, в прошлом году такое тестирование показало, что четверть учащихся второй школы «дружат с сигаретой». Впрочем, у кого именно был положительный результат, не разглашается, только сухие цифры.

Вернёмся к процедуре тестирования. Если тест вдруг окажется положительным хотя бы по одной позиции (в прошлом году такое случалось, тест может отреагировать на некоторые лекарства), то вторую часть анализа отправляют в лабораторию, где проводят повторное исследование. Если употребление наркотиков школьником подтвердится (а вот такого в прошлом году не было), то его вместе с родителями пригласят на беседу с наркологом. Здесь начинается третий этап мероприятия – реабилитация. Эта работа направлена на то, чтобы ребёнок не переступил черту зависимости и вообще отказался даже от мысли затуманивать своё сознание. Об этом опять же будут знать только сам ребёнок, его родители и врач. Школа из этого информационного поля исключена.

Важно знать, что реабилитационная работа отнюдь не означает постановки подростка на учёт в наркологическом диспансере. Так что отказываться от тестирования из опасения за будущее ребёнка не стоит. Скорее, из этих опасений и стоит согласиться на него.

Всего этой осенью на употребление наркотиков протестируют 2378 учащихся 9-11 классов школ города и района. Эту же процедуру пройдут студенты 1 и 2 курсов НПУ и сузов, первокурсники вузов района. Дата проведения тестирования не разглашается. Для чистоты эксперимента, так сказать.