Журналист пишет критику, о поэте же в подобных случаях говорят, что он занимает гражданскую позицию. В поэзии Виталия Кондратьева присутствует тема любви. Сам он заявляет: “Без любовной лирики мир поэта пуст”. Очень активно Кондратьев разрабатывает тему русской природы, продолжая в этом смысле традиции крупнейших представителей отечественной поэзии. Но наибольшую ценность в творчестве поэта из маленького поселка Большевик составляет, на мой взгляд, его лирика гражданственности.
Первый, второй, третий

Первые публикации стихов Виталия появились в “Приазовских степях”. Он даже помнит точную дату своего дебюта: 8 марта 1985 года в “ПС” было напечатано стихотворение “Глаза”. К сожалению, первые серьезные издания его произведений появились не у нас, а на Смоленщине, откуда родом его отец. В 1994 году он принимает участие в коллективном сборнике смоленских поэтов “Когда приходит вдохновенье”, выпущенном издательством “Смядынь”. Тогда же издательство смоленского государственного университета выпустило в свет первый сборник Кондратьева, называвшийся “Журавлик”. После этого появлялись публикации в газетах “Литературная Кубань”, “Рассвет”. В 2001 году появился второй сборник “Водопад”, в 2005 – третий, в который вошли не только стихи Кондратьева, но и несколько его рассказов. Последнюю свою книгу поэт назвал “Тепло земли родной”. Кстати, в предисловии к этой книге писатель Ю. Пашков сравнил рассказы Кондратьева с житийной литературой и тут же объяснил причину этого: “Сходство в том, что читателю предлагается не эпизод, не событие, а вся (или почти вся!) история человеческой жизни. Действие этих произведений разворачивается на фоне крупных исторических событий. Герои рассказов – участники войн, социальных катаклизмов, люди трагической судьбы. Они проходят через жестокие испытания, адские муки, но, как говорит автор, не расчеловечиваются”.

Все книги Кондратьева выходили мизерными тиражами: от 150 до 300 экземпляров. Однако время, когда книги поэтов издавались тиражами в несколько десятков тысяч, прошло, и приходилось довольствоваться тем, что есть. В 2003 году Виталий Кондратьев был принят в Союз писателей России. Рекомендации были написаны Евгением Котенко и известным на Кубани поэтом Кронидом Обойщиковым. Любопытно, что первое свое стихотворение Виталий написал в семилетнем возрасте, но родители, не поняв, в каком направлении рвется душа их сына, листок с зарифмованными строчками выбросили.

Сублимация энергии

 – Виталий, а почему, чтобы выразить себя, ты выбрал именно стихи?

 – Наверное, потому, что лист бумаги и ручка – это единственное, что я всегда мог без проблем взять с собой. А еще свою тягу к стихотворчеству я объясняю сублимацией энергии. Понимаешь, если бы это было возможно, то я стал бы моряком и посвятил бы этому делу всю свою душу, всю свою энергию. Море стало бы делом моей жизни. Может быть, я и писал бы – для себя. Но так как в силу определенных причин я не могу исполнить свою мечту, то вся моя энергия обратилась к написанию стихов. Они – все, что я могу делать в этой жизни.

Тут необходимо напомнить, что Виталий – инвалид с детства, вынужденный передвигаться при помощи инвалидной коляски либо костылей. К счастью, он избежал распространенной беды людей, страдающих физическим недугом. Известно, что инвалиды часто пытаются найти свое призвание в творчестве, но по большей части эти попытки неудачны. Хорошо писать дано не всякому, но окружающие не находят сил, чтобы раскрыть пишущему глаза. Кондратьев – счастливое исключение. В том смысле, что он пишет много и действительно хорошо, год от года развивая свое умение.

 – Есть поэты, у которых стихи по большей части – от интеллекта. Это не для меня – надо, чтобы из души шло.

Я счастлив тем,

Что ты живешь на свете,

И счастлив тем,

Что я тобой живу.

И взрослые

Бывают, словно дети,

И, словно дети,

Грезят наяву.

Пусть перевесит

Тайны всей Вселенной

Одна твоя

Счастливая слеза,

И каждое мгновение

Бесценно,

И звездами

Горят твои глаза.

Учителя

 – Есть ли у тебя ориентиры, поэтические кумиры?

 – Не должно быть у человека авторитета. Чтобы выработать в себе стиль, поэт должен учиться, но не подражать! В серьезных вещах эпигонство никому не нужно. Я признаю Евтушенко великим поэтом, но ведь никому не нужен второй Евтушенко, не так ли? А чтобы поучиться, я могу снять с полки книгу любого поэта. Предпочитаю Пушкина.

Виталию повезло с учителями. Первым и, наверное, самым важным в их ряду стал отец Кондратьева – человек начитанный, умный. Он и сам понемногу писал стихи, даже публиковал их в сборниках смоленских поэтов, но развития это не получило. Далее был преподаватель краснодарского Народного университета, в который Виталий поступил на заочное обучение. Всего за один год это учебное заведение готовило, в основном, корреспондентов для районных газет. Среди преподавателей был там некий Аркадий Шлыков, служивший в молодые годы в батальоне НКВД – в охране самого Сталина. Как вспоминает Кондратьев, с этим человеком можно было и поспорить – Шлыков никогда не кичился своим положением учителя и всегда оставался доступным, правда, с Виталием Кондратьевым общение у него так и осталось на уровне писем. Тем не менее, педагог признавался, что “лучше бы уж он одного такого учил, как Виталий, чем десяток иных студентов”.

Окончив Народный университет, Виталий некоторое время работал внештатным корреспондентом в “Приазовских степях”. Большое влияние на его мировоззрение, очевидно, оказал ответственный секретарь газеты Точин, при котором в “ПС” действовал серьезный литературный кружок.

 – У Точина в то время была мечта, чтобы рабселькор получил возможность издать свою книгу, но тогда это было немыслимо. У меня же это получилось, правда, уже в постсоветские годы.

 – С коллегами по перу общаешься?

 – С 1983 года переписываюсь с поэтом Вадимом Сикорским. Он старенький – восемьдесят пять лет уже. Обменивались книгами. Недавно на мои последние стихотворения написал: “Растешь”. Правда, он – единственный из московских поэтов, кто ответил на мои письма. Зачем писал? А ты представь: человек сидит в провинции, что-то пишет. Но чтобы создать большое, надо это большое почувствовать, прикоснуться к нему, а не вращаться только в своей среде. Одно дело – читать Пушкина, совсем другое дело, когда общаешься с живым человеком, который созидал и созидает. Еще я переписываюсь с известным питерским поэтом Всеволодом Азаровым. Он дал мне очень полезный совет: “Если хотите хорошо писать, читайте больше и много думайте”.

 – И ты следуешь совету маститого литератора?

 – Да, я много читаю, особенно биографии. Ведь в них можно очень много найти того, чего не прочтешь в стихах крупных поэтов – маленькие секреты творчества. К примеру, в своих воспоминаниях Александр Галич упомянул о том, как он занимался в школьной студии и вел их кружок поэт Багрицкий, который “гонял” своих воспитанников нещадно и говорил: “Я вас разношу в тринадцать лет затем, чтобы вы потом писали правильно. Привыкнете сейчас писать плохие стихи – потом никогда от этого не отучитесь”.

Судьба поэта

Россия, ты – страна надежды.

Что делать мне, не знаю я,

Когда родной страны невежды

Нахально лезут в сыновья.

Кокетничает Виталий Кондратьев – знает он, что необходимо делать и не сидит сложа руки. В лирике гражданственности пробуют себя многие современные авторы, но то ли не хватает им нужных слов, то ли чувства выражаются ими не те и не так, но по большей части они скатываются в банальное пропагандистское стихосложение с его штампованными выражениями и сухими словами. Читая же Кондратьева, веришь ему до последней точки. От души написано. Ну а кому адресованы следующие строки – догадайтесь сами:

Давайте мы подумаем

Да поубавим спесь.

Задумать можно многое,

Да как сберечь, что есть?

 – Виталий, а кто такой поэт?

 – Мое любимое высказывание о поэзии принадлежит Льву Толстому: “Пишущий стихи напоминает человека, идущего за богом вприпляску” (смеется). Я всегда держу эти слова внутри себя – про запас. К любому делу надо уметь относиться с юмором.

Думаю, еще слишком рано говорить о “феномене Кондратьева”. Многие стихи еще выходят из-под его пера сыроватыми – работать поэту над своим мастерством, оттачивать его необходимо всегда и неустанно. Но уже сейчас язык лирики Виталия Кондратьева порою поражает своей емкостью и точностью. А размышления о России и судьбе нашего народа способны заставить думать неравнодушного читателя.

Судьбе сдаваться я не буду.

Я каждый день ей говорю,

Что жил упрямой верой в чудо,

И чудо это сотворю.

Игорь МАЛАХОВ.