Павел ЖЕЛТОВ.

Стоишь на остановке утром, скучаешь в очереди на маршрутку. От скуки читаешь всякие объявления на столбах: сдам квартиру… приму в дар стиральную машину… продам «Газель» с маршрутом. О! А что это значит? Звоню по номеру, обозначенному на объявлении: «Продаёте? – Продаю. – Сколько? – Четыреста». Кладу трубку. После несложных математических вычислений становится ясно, что волшебная приставка «с маршрутом» удваивает стоимость микроавтобуса: машина этой марки и такого возраста стоит примерно двести тысяч рублей.

Сразу начинаешь думать: ого, серьёзное дело! Если столько стоит, значит «оно того стоит», маршрут этот. И сразу представляется карта города, на которой красной линией нарисован твой собственный маршрут, по которому ты будешь ездить и с приветливой улыбкой собирать деньги. И больше никто не будет

Как известно, любопытство надо удовлетворять, чтобы оно не точило душу червём. Поэтому я решил разузнать, что это за зверь такой, «Газель» с маршрутом», у сведущих людей. И вот что оказалось.

Начальник транспортного отдела города Николай Малышев считает подобные операции «чистой воды мошенничеством».

Понятно, когда человек, который имеет в собственности «Газель» и занимается маршрутными перевозками, решает вдруг «завязать», он старается уйти из бизнеса не с пустыми руками. Нужно продать машину, чтобы она не висела мёртвым грузом на кошельке бывшего перевозчика. А если получится заработать сверху, то вообще здорово.

– Само транспортное средство столько не стоит. Продать можно автобус малой вместимости, а не маршрут, который является муниципальной собственностью. Предприниматель или товарищество перевозчиков заключает договор на обслуживание определённого маршрута регулярного сообщения с муниципалитетом. Маршрут не может быть предметом продажи. Договоры на их обслуживание заключают на основе конкурса, деньги здесь не фигурируют. Тот, кто выигрывает конкурс, берёт на себя множество обязательств: выполнять все требования, вести бухгалтерскую отчётность, соответствовать нормативам и, конечно, осуществлять перевозки по маршруту, – поделился своими мыслями Николай Иванович.

Фактически, под словами «с маршрутом» подразумевается гарантия трудоустройства. Объясню. Чтобы участвовать в перевозках пассажиров по городским маршрутам, мало быть просто счастливым обладателем «Газели» возрастом до десяти лет. Нужно работать (по договору, на правах аренды или ещё как-нибудь) в фирме, которая заключила с администрацией города договор на перевозки. Или состоять в товариществе перевозчиков. Количество машин на маршруте ограничено из соображений рентабельности. Получается, что «продавец маршрута» гарантирует покупателю место в фирме или товариществе. А вот произошедший недавно случай немного колеблет твёрдость этой гарантии.

Дело было на маршруте, право перевозки по которому выиграла фирма, где все решения принимает один человек – директор. Другой человек, который чаял вступить в ряды «маршруточников», купил у третьего, который эти ряды собирался покинуть, «Газель» как раз-таки «с маршрутом». Отдал деньги, получил ПТС с ключами и заверения, что теперь всё будет у него хорошо. И пошёл «на работу», то есть извещать фирму в том, что теперь он будет у них ездить. А в фирме у него и спросили: «А вы кто, собственно, будете, мужчина? Мы вас знать не знаем». Фирма наняла уже другого человека на место ушедшего. Имеет, между прочим, право. Что там было дальше – мне неведомо, но интересен прецедент.

А вот председатель товарищества перевозчиков маршрута № 4 Владимир Бутров не видит в идее такой сделки ничего удивительного, поскольку считает, что таково устройство рынка. Ведь для того, чтобы вступить в товарищество, человек вносит в кассу некоторую сумму, так называемый пай. Поэтому его желание возместить потраченные деньги справедливо.

– Человек оценивает свой пай, потраченное время, получение лицензии, это его право. Если он назовёт слишком высокую цену, то никто не станет выкладывать деньги, – объяснил свою позицию Владимир, но призвал покупателя действовать осмотрительно.

Прежде всего, считает он, нужно объявить о своём намерении войти в товарищество на собрании. Потому что решение, принять нового члена или нет, принимается путём голосования. В случае положительного решения нужно получить на руки копию протокола собрания: мало ли, понадобится документальное подтверждение.

Впрочем, оценивать законность продажи второй части тандема «Газель» с маршрутом» он не стал. Не стал опровергать и слова Николая Малышева о мошенничестве.