Олёна ЖОЛОБОВА.

«У нынешнего поколения учеников всё есть, – считает Римма Андреевна Шокова, учитель математики средней школы № 18 посёлка Заводского. – К тому же, они перегружены информацией, что часто ставит в тупик. Сегодня учитель должен помочь детям найти свой путь в жизни».

И Римма Андреевна, учитель с почти полувековым стажем, учит не только своему предмету, но и даёт путёвку в жизнь. «Самый тяжёлый труд – работа над собой, – продолжает она наш разговор, – поэтому часто стараюсь разнообразить уроки так, чтобы и обучать, и воспитывать». Хрестоматийные строки Николая Заболоцкого «Душа обязана трудиться» ученики Риммы Андреевны уже давно подхватывают вместе с ней с полуслова.

К лирике у педагога-математика особое отношение. Мне показалось, что Римма Андреевна с лёгкостью могла бы преподавать и литературу, так много она говорит о стихах, писателях, поэтах. «Так в своё время она и вела в школе и историю, и биологию, – говорит директор школы Ирина Лущик, – да и лучше неё никто в школе не напишет сочинение, характеристику…» Так почему же всё-таки математика? «Училась в школе в послевоенные годы, – рассказывает Римма Андреевна. – Был у нас учитель математики фронтовик Сергей Иванович Лебедев. Педагог добрый, но требовательный. До сих пор умею чертежи от руки, без линейки делать, как он учил. Благодаря Сергею Ивановичу и влюбилась в эту науку». И математику, и уроки воспитания ученики Риммы Андреевны запоминают на всю жизнь. Самое приятное для педагога, когда взрослые люди, в которых не всегда узнаёшь бывших сорванцов, не забывают, помогают по жизни, проявляют внимание, благодарят. Может, потому, что никогда не делила учитель их на плохих или хороших? «Закалка у нас такая, – шутит Римма Андреевна. – Раньше всех надо было научить независимо от способностей. Так и привыкла: учу всех, не выбираю. Стараюсь, чтобы каждый стремился брать планку повыше».

Бывает, позже ученики возвращаются в школу уже педагогами. «Дни самоуправления важны для ребят, – уверена Римма Андреевна. – Они дают возможность проявить себя, научиться принимать решения. Был у меня шкодный ученик в классе – Глеб Гладких. Я не удержалась и пришла его подстраховать на урок. Но он так объяснил пятиклашкам положительные и отрицательные числа, что взяла его приём на вооружение». А Глеб позже пришёл работать в родную школу учителем.

На всё хватает энергии у заслуженного учителя Кубани: и цветы в школьном дворе полить, и кубанский уголок дополнить новыми экспонатами, и оптимизмом коллег заразить, и на концерте в сельском клубе спеть. «Вся моя жизнь, – говорит Римма Андреевна, – как красочная картина. Можно по-разному жить. А я мечтаю каждый день дарить солнце и радость своим ученикам и всем, кто меня окружает».