Игорь МАЛАХОВ.

Молодая женщина едет со своим малолетним сыном в такси. И с недоумением вслушивается в льющуюся из колонок музыку. Мелодия узнаваема. Но слова… Вряд ли допустима для радиоэфира песня, в романтическом свете представляющая наркоманию.

Некогда один из хитов романтического грека Демиса Руссоса на наш лад перепел Профессор Лебединский. Получилось не менее романтично. Брутальный хриплый мужской голос, заставляя дрожать женские сердца, выводил: «Идут года, и грусть-печаль в твоих глазах…». Но у Демиса Руссоса оказался ещё один последователь. Исполнитель шансона Виктор Петлюра на ту же музыку сочинил песню «Конопля».

«Горит косяк, и у тебя глаза горят // Всё это нашей конопле благодаря». На протяжении всей песни её герой воодушевлённо рассказывает о своём «увлечении». И даже называет свою любовь «травой святой». Что это, пропаганда наркомании?

Статья 46 федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» ясно запрещает средствам массовой информации распространять сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств. «Но чтобы доказать пропаганду наркотиков, необходимо получить заключение психологической экспертизы», – говорит руководитель ейского отдела наркоконтроля Василий Храмцов. Он не смог припомнить случаев, когда в России привлекли бы к ответственности за наркопропаганду радиокомпанию.

Примеры нашли мы. В апреле прошлого года в Чите суд признал виновным в пропаганде наркотиков учредителя радиопрограммы «Агинские волны» за то, что запустил в эфир песню российского рэпера Ноггано «Давай, делай шире круг». В заключении эксперта-психолога говорилось: «Информация, содержащаяся в песне, раскрывает особенности субкультуры людей, употребляющих психоактивные вещества. Она способствует формированию и поддержанию интереса у молодёжи к наркотикам и может провоцировать их употреблять».

Приведу ещё один пример. В апреле 2004 года в Калининграде в пропаганде наркотиков суд признал виновным художника, изготовившего рекламный плакат для дискотеки. Он изобразил на нём листок конопли и кота с сигаретой в зубах. Не совсем наша тема, но интересна фраза из заключения эксперта: «Листок конопли – общепризнанный символ марихуаны. А нарисованный рядом кот прямо указывает на способ применения». Любопытно, что случаи присуждения штрафов за изображение листа конопли на рекламных плакатах или различных товарах в нашей стране нередки. Зато неизвестны случаи, когда к ответственности за воспевание наркомании привлекли бы автора или исполнителя песни (если это два разных человека). Да и осуждение владельца небольшой региональной радиокомпании непоказательно. Скорее, это исключение из правила.

Переведу разговор в иную плоскость. Отечественные социальные ролики часто удивляют своей беспомощностью. При этом в нашей стране создаются порой настоящие шедевры рекламы. Почему-то с большим воодушевлением мастера подобной продукции убеждают людей что-то купить, а не наоборот. Видимо, оплачивается это по-разному.

Напоследок напомню, что теперь в России есть федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Песня Петлюры «Конопля» прозвучала по радио днём через несколько дней после вступления его в действие.