Олёна ЖОЛОБОВА.

Почти десять тысяч километров – расстояние от Владивостока до Ейска. По пути города Хабаровск, Чита, Омск, озеро Байкал, горы Урал, реки Амур, Обь и Селенга – вся Россия. Чем не маршрут для автопутешествия? И я согласилась в нём поучаствовать вместе с увлечёнными дорогой друзьями.

«База отдыха Политотдел», «совхоз Кабинетный», «Камышин – лучший город земли» – такие указатели приводили в восторг. Хотя, если составлять рейтинг того, что по-настоящему зацепило, то первым в списке будет красота нетронутой человеком природы, вторым – дороги и третьим – люди.

«Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре: что мало любили и мало путешествовали», – писал Марк Твен. Проехав страну с востока на запад – о втором точно жалеть не будешь. И автомобиль для такого марш-броска – лучшее средство: попробуйте остановить поезд или самолёт в понравившемся вам месте! На трассе встречались и машины с иностранными номерами. У туристов из Европы особенно популярен, конечно, Байкал. У тех, кто из Азии, – Приморье.

Стартовали мы от аэропорта в городе Артём. Его построили недавно, как и многие объекты Владивостока и области. Накануне саммита АТЭС ощущение Великой стройки не покидало и у моста между «большой землёй» и островом Русский. Расстояние, которое раньше автомобилисты преодолевали за три-четыре часа, по мосту теперь проезжают за двадцать минут. Байка горожан о начале стройки: «Времени в обрез, власти позвали крутых профи из США. «Нет, в такой короткий срок не получится», – покачали головами американцы. Подобный вердикт по очереди вынесли немцы, французы и даже китайцы. А вот таджики согласились». Шутки-шутками, но мост построили в сроки. Гастарбайтеров действительно можно было увидеть везде: на отделке фасадов старых зданий, на укладке тротуарной плитки и асфальта на всём маршруте делегаций АТЭС. Но к саммиту, говорят, всех мигрантов из города убрали.

Покидала я Владивосток с монетой, отчеканенной на смотровой площадке (в ответ на моё шутливое «спасибо» по-немецки чеканивший монету парень округлил глаза: он знает, как это слово звучит только по-корейски, по-японски и по-китайски), и конфетами «Птичье молоко» местной кондитерской фабрики. «Вкуснее нет нигде», – прокомментировала выбор памятного сувенира моя приятельница, коренная жительница Владивостока Алиса. А ещё я увозила невесёлые впечатления: в ста метрах от облагороженного центра – деревянные покосившиеся домишки, отапливаемые в XXI веке углём и дровами. С другой стороны, власти города всерьёз озабочены развитием курортной отрасли в городе. Прогулки на теплоходе, базы активного отдыха (по типу нашего «Сёрфприюта») и даже пляжный отдых – всё это уже может стать визитной карточкой региона.

Федеральная трасса Владивосток-Хабаровск – отдельная песня. На некоторых участках нет не просто асфальта, но даже отсыпки щебнем. Машины движутся в шесть-семь рядов со скоростью двадцать километров в час. Осторожно «прощупывают» трассу даже дальнобойщики на фурах. Затрудняют движение и бесконечные ремонтные работы. Правда, их цель так и осталась для меня непонятной: дороги нет, что ремонтировать? К ночи такими темпами мы не успели доехать до населённого пункта, решили заночевать при дороге. Одинокими мы не были: площадка у вышки сотового оператора, полянка у дороги, широкая обочина становились приютом для задержавшихся в пути. «Номера-люкс» – автомобили, микроавтобусы. Так спокойно можно было остановиться на ночлег не всегда. Приятель, занимавшийся перегоном японских автомобилей в лихие девяностые, рассказал: «Бандиты стреляли по колёсам прямо на трассе, выгребали деньги, телефоны, драгоценности. Водителя убивали и сжигали вместе с машиной. Потом и вовсе осмелели: организовали бизнес по продаже авто, чьих хозяев уже не было в живых. Тогда, наконец, появились уголовные дела, показательно осудили и посадили пару главарей группировок и бандитский беспредел остался в прошлом».

Очередная остановка – Хабаровск. Один из немногих увиденных чистых городов. Уникальный национальный парк с аттракционами, скульптурами, памятниками и благоустроенной набережной. Повсюду изумрудная сочная трава (климат и забота позволяют), чистые аллеи и убедительные просьбы на табличках: «Администрация города просит не мусорить, не вытаптывать газоны. Уважайте труд коммунальщиков и любите свой город». Такие таблички не только в парке, они по всему городу. А ещё Хабаровск просто утопает в цветах. К подоконникам домов крепят горшки с цветущей петунией. Фонарные столбы и электрические опоры украшены вазонами с живыми цветами! Городские автобусы с изображениями цветущей сакуры. Красиво. Но… Река Амур несёт в город из соседнего Китая кучи мусора и тонны грязи непонятного происхождения. Власти города регулярно предъявляют соседям претензии. Китайцы обещают исправиться, но я окунуться в Амур так и не решилась. Хабаровчане же не только загорают на амурском пляже, но и вопреки рекомендациям табличек «Купаться запрещено!» освежаются в водах великой реки.

Говорят, не так просто и с общим экологическим фоном в промышленном городе: по статистике, в Хабаровске очень высокий уровень онкологических заболеваний.