Олёна ЖОЛОБОВА.

Как они почувствовали, что сейчас прозвенит звонок, я не знаю. Бушевавшая минуту назад «куча мала» за пару десятков секунд до начала урока выстроилась около своих парт и затихла: в класс вошла их учитель – Ольга Владимировна.

Более двух десятков лет в ейской школе № 2 работает Ольга Прутковская (на фото). «Хотела быть только учителем, – рассказывает Ольга Владимировна. – Родственники сопротивлялись, но я окончила пединститут и пришла в школу».

С тех пор она не только учит, но и учится сама. Сначала три года ездила в Москву, чтобы освоить принципы новой программы Эльконина-Давыдова для начальной школы. С 1996 года преподаёт по этим стандартам. «Эта программа не раз оправдывала себя, – говорит учитель, – хорошо подходит и для обучения в рамках новых образовательных стандартов». Звучит это по-учительски взросло и серьёзно. Но на уроке тон меняется: ребятня понимает учителя с полуслова. И вы не поверите: к концу урока третьеклассники свободно владеют термином «фонема». «По-моему, слишком нагружают сейчас детей такими сложными понятиями… Мы как-то раньше без них справлялись», – сомневаюсь я. – «Так и дети сейчас совсем другие! – парирует педагог. – Я сама удивляюсь: готовлюсь к уроку, кучу материала перечитываю. А они во втором классе оперируют словом «неординарный» по отношению к Леонардо да Винчи, знают биографию писателя Юрия Коренец! Видно, что родители с ними занимаются, развивают. Разве сейчас можно иначе?»

Иначе, наверное, уже нельзя. Учителю приходится постоянно повышать квалификацию, искать новые интересные приёмы. И Ольга Прутковская не исключение. Она неоднократный участник конкурсов профессионального мастерства, призёр муниципального этапа конкурса «Учитель года-2009», финалист Всероссийского конкурса «Мой лучший урок». «Что дают опытному учителю эти конкурсы?» – «Общение с коллегами из всей России. А в Москве нам ещё показывали новые образовательные центры. Громадные комплексы, где дети обучаются с детского сада, там же идут в школу, посещают дополнительные кружки. Педагогические коллективы таких центров – до четырёхсот человек!». Да уж, учитывая московские зарплаты, туда, наверное, очередь выстраивается.

Интересно, сколько зарабатывает ейский учитель? «Голый оклад учителя начальной школы – чуть больше семи тысяч, – раскрывает «коммерческую тайну» Ольга Владимировна. – Дальше идут доплаты из надтарифного фонда: за участие в конкурсах, за победы учеников на олимпиадах, за проверку тетрадей, публикации в прессе. А с 1 января этого года добавились три тысячи «губернаторских» ежемесячно. У меня, например, набегает «чистыми» до восемнадцати тысяч рублей».

Участвовать в выездных конкурсах учителям без поддержки руководства школы трудно. Вступительный взнос на «Мой лучший урок» – 8 тысяч плюс дорожные расходы. Когда Ольга Прутковская победила в муниципальном и краевом этапах конкурса, нужно было ехать в Москву. «Сама бы не потянула, – говорит Ольга Владимировна. – Обратилась к директору, и она выделила нужные средства». Из столицы ейский учитель приехала бронзовым призёром Всероссийского конкурса педагогов. Новым опытом Ольга Владимировна делится с коллегами, публикует свои методические наработки на образовательных сайтах. В этом году нагрузку учителя она совмещает со ставкой завуча начальной школы. Но для своих третьеклашек она прежде всего любимая учительница. Двадцать семь сорванцов на сорок минут забывают о шалостях: тянут руки, рвутся к доске, наперегонки выполняют задания из учебника. В помощь учителю – компьютер в кабинете, мультимедийный проектор. Ребятня же ловит каждое слово учительницы, улыбается её шутливым замечаниям или подбадривающим словам, легко усваивает всё сказанное на уроке. И никакая суперсовременная техника не заменит на уроке талантливого учителя, по-настоящему преданного своему делу.