Ирина БОЙКО.

Вакансий на ейской бирже труда в два раза больше, чем безработных.

Объявление о ярмарке вакансий «Планета ресурсов», на которую пригласил ейчан центр занятости, выглядело многообещающе. Официальный уровень безработицы в районе 0,9%, он не превышает среднекраевой. И тем не менее к столикам «продавцов вакансий» выстроились очереди.

Александр Сурса на ярмарку пришёл, как на праздник: белоснежная рубашка, стрижка – будто только что из салона, начищенная обувь. Двадцатисемилетнего ейчанина полгода назад сократили из рыбинспекции, где он ведущим специалистом проработал семь лет.

В 2005-м ихтиолог-рыбовод окончил рыбопромышленный техникум, затем – университет в Москве. «Мне предложили вакансию, но она оказалась низкооплачиваемой. Наверное, придётся переучиваться на автослесаря или уезжать из Ейска… А я так люблю этот город!» – понуро взглянул он на стенд с надписью «Вакансии». Одна его приятельница со знанием трёх иностранных языков не смогла найти в Ейске работу – уехала в Геленджик. Другой знакомый с четырьмя (!) высшими образованиями работает водителем такси. Бывший сокурсник попытался устроиться в кафе «Нельзя не ошибиться» (название изменено). Однако после испытательного срока в два месяца его «попросили», не заплатив ни копейки. Потом сокурсник устроился крупье, заплатив деньги за обучение с гарантией трудоустройства. Но вскоре его уволили. Александр решил учиться на ошибках других, поэтому и пришёл на ярмарку, вооружённый знаниями о том, какие столики надо обходить стороной, потому что за табличками, призывно выставленными на них, могут скрываться недобросовестные работодатели.

«Мы бессильны против таких работодателей потому, что работники сами соглашаются работать на таких условиях, – говорит директор ГКУ КК «Центр занятости» Андрей Кононов, десять лет проработавший в краевой инспекции труда. – Уж сколько раз твердили людям: не соглашайтесь работать, если вам не выдают экземпляр трудового договора, не делают запись в трудовой книжке, ведь тогда даже через суд вы не сможете защитить свои права!» На современном рынке труда появился феномен: человек без трудовой книжки. Он работает за теневую зарплату, зачастую в несколько раз больше средней (зачем сварщику из Ейска ехать в Сочи на 40 тысяч, если он дома на шабашках зарабатывает 50!). Ему уже за тридцать, иногда – под сорок. Пенсия не за горами. И за ней он придёт в Пенсионный фонд. И будет получать социальную пенсию – за счёт добросовестных налогоплательщиков. «Легализация рынка труда во многом позволила бы решить и проблему наполнения бюджетной казны налогами! – говорит Андрей Кононов. – Но люди согласны работать «на птичьих правах», лишь бы им больше платили. Получается замкнутый круг…»

На моих глазах Александр Сурса обходит столики, беседует с работодателями. Вот «старший золотой директор» «Орифлейм» рассказывает о том, что начинал с зарплаты 100 рублей, а теперь зарабатывает 100 тысяч в месяц. Вот выигравшая по программе центра занятости грант на развитие частного бизнеса (59 тысяч рублей) Нелли Русакова ищет мужчин-актёров на должность Деда Мороза: «Прошлой зимой было столько заказов, что наш не справлялся!» Выиграв грант, она открыла частный кукольный театр, а недавно – детскую комнату при фитнес-центре «Здравница». Сейчас хочет поучаствовать в другой программе. «Если я трудоустрою одного человека, стоящего на бирже, то получу от государства такой же грант. Главное – трудоустроить его официально и предоставить полный соцпакет!» Директор центра занятости, услышав эту фразу, улыбнулся: «Полный соцпакет – это то, что обязаны предоставлять трудящимся по трудовому законодательству. Оплата больничного, отпуска по уходу за ребёнком и т.д. Но некоторые работодатели почему-то подают «полный соцпакет» как бонус, привилегию».

Очень много требуется воспитателей, есть вакансия врача-онколога. Есть – учителя математики с окладом 18 тысяч рублей. Однако эти рабочие места не привлекли бывшего ихтиолога и рыбовода Александра Сурсу. Он надолго задержался лишь у столика «Южной оконной компании». Заполнил анкету претендента на должность сборщика оконных конструкций и был приглашён на собеседование.