Игорь МАЛАХОВ.

С первого сентября в России действует «Закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он вызвал бурное обсуждение и критику в прессе.

Если следовать букве этого документа, то детям нельзя показывать такие шедевры отечественной мультипликации, как «Ну, погоди!» и «Крокодил Гена». Система классификации и маркировки телепродукции существует во всём мире. Теперь она появилась и у нас. Всё, что показывают по телевизору, должно обозначаться специальными значками как неподходящее для детей младше шести, двенадцати, шестнадцати и восемнадцати лет (соответственно «6+», «12+», «16+», «18+»). Несовершеннолетним вообще нельзя показывать кадры, в которых герои курят и выпивают, а также сцены разврата и насилия. И тут возник большой вопрос: что делать с нашими прекрасными мультфильмами, герои которых порой нещадно дымят табаком? Ведь теперь они вроде бы перешли в разряд мультфильмов для взрослых…

Взрослые дяди и тёти принялись всерьёз обсуждать: каким образом показывать в передаче «Спокойной ночи, малыши» курящего волка из «Ну, погоди!» и крокодила Гену с его трубкой? Звучали предложения заштриховывать в мультиках нежелательные предметы и даже просто вырезать из них кадры с курением. А в первозданном виде демонстрировать лишь после одиннадцати часов вечера. Как водится, мнением народа никто не поинтересовался.

Это попробовали сделать мы. Оказалось, что простые люди вообще не знают об угрозе, нависшей над их любимыми героями детства. А узнав об этом, не скрывали недоумения. Мария Лейдекер, искусствовед из Санкт-Петербурга: «Это прекрасные мультфильмы, созданные умными, творческими людьми не ради пропаганды алкоголизма и табакокурения. У детей мозги «заточены» на подражание родителям. У меня, к примеру, дед был заядлым курильщиком. Мы вместе устраивались на балконе. Он курил, а я зажигала спичку, как бы тоже закуривая. И воображала, что это круто. Ведь мой хороший дедушка курит! У нас, кажется, 60-70% населения курит. И дети смотрят на своих родителей, которые являются для них примером для подражания. И мультики здесь совсем ни при чём».

Екатерина Никулина, молодая мама: «Вон, на улице, люди ходят и курят. Здесь больше вреда. Вообще этот запрет – палка о двух концах. Конечно, нехорошо, что любимые герои курят и пьют. Может, не надо было так снимать? Но теперь объявлять эти мультфильмы недетскими тоже неправильно. Они – шедевры искусства, и без них детство было бы не то. Нет, не представляю своего детства без «Ну, погоди!» и «Крокодила Гены». Мой сын смотрел их и будет смотреть».

Денис Сафонов, девятиклассник: «Когда я смотрю мультфильм, то не обращаю внимания на сигарету в зубах волка. Больше интересует сюжет. Зато меня возмущают мультики, как правило, зарубежные, в которых много жестокости. Такие стараюсь не смотреть».

Буквально за пару дней до вступления закона в силу Роскомнадзор признал культурную ценность Волка и Гены. Их будут показывать детям без купюр и «фиговых листочков». Но как быть с «Капитаном Врунгелем»? Там ведь и кадры не вырежешь – бравый капитан «сосёт» трубку в течение всего мультфильма. Трубка фигурирует также в «Трое из Простоквашино». Её курит папа Дяди Фёдора. А «Жил-был пёс»? Там на свадьбе люди бодро выпивают. Можно составить длинный список прекрасных мультиков, где в сюжете присутствуют курение либо выпивка. Если они не для детей, то что же?

В качестве альтернативы новому поколению оставляют многочисленные молодёжные сериалы, сюжет которых всё время крутится вокруг «этого». Напрямую половые отношения не называются, а значит – всё в порядке. Вспомним телепузиков и другую подобную телепродукцию. Ни под какой запрет она не подпадает.

В принципе, в наше время, когда во многих семьях есть компьютер или, на худой конец, DVD-проигрыватель, пресловутый запрет превращается в фикцию. Диск с нужным мультфильмом можно купить чуть не на каждом углу – и смотри себе. Это уже остаётся на совести родителей. А они сами выросли на Волке с Крокодилом. И символы своего счастливого детства, несомненно, постараются перенести в жизнь своих детей.