Павел ЖЕЛТОВ.

В редакцию «ПС» позвонил пенсионер-ейчанин, которого возмутило поведение продавщицы на рынке по отношению к нему как к покупателю. Думаю, многие из нас хотя бы раз в жизни сталкивались со скандальными представителями торговли, но на моей практике именно этот мужчина не пожелал глотать обиду и обратился в газету.

– На рынке в военном городке мне отказались продавать перец. Непосредственно перед этим я сделал замечание продавщице за то, что она, по моему мнению, в довольно развязной манере разговаривала с предыдущей покупательницей. После отказа я пригласил контролёра, при которой повторил просьбу отпустить мне товар. Однако даже обращение контролёра к продавцу не возымело никакого действия и было просто проигнорировано.

Для того чтобы разобраться в ситуации и постараться помочь горожанину, я направил официальный запрос в местное отделение Роспотребнадзора.

Заместитель начальника ТОУ «Роспотребнадзор» в Ейском, Щербиновском районах по вопросам защиты прав потребителей Лилия Волошина:

– Выставление товара на прилавок – разновидность публичного договора, по которому организация или предприниматель обязуется продать товар покупателю, не оказывая предпочтения никому из покупателей. Отказывая в продаже того или иного товара, продавец нарушает права потребителя. В таком случае покупатель должен изложить свою претензию в письменном виде и вручить её продавцу под роспись или направить документ по почте заказным письмом с уведомлением. Если и после этого продавец не оказывает содействия покупателю, покупатель вправе обратиться в территориальное отделение Роспотребнадзора по адресу: улица Либкнехта, 285, второй этаж, или по телефону 3-82-30. Время консультирования: с 9.00 до 12.30 по понедельникам и с 14.00 до 17.00 по средам.

В запросе, который был направлен в Роспотребнадзор, содержался также вопрос о наказании, которое грозит продавщице. Оказалось, что административный кодекс, хоть и квалифицирует такое поведение торговки как нарушение прав потребителя, не предусматривает за него никакого наказания. Да-да, нарушение есть, наказания нет.

Впрочем, как наказать продавца за то, что он, фактически, своим отказом предоставил преимущество одному покупателю перед другим (так в административном кодексе классифицируется описанный поступок продавца), мне рассказали в краснодарском отделении Роспотребнадзора. Потребителю, права которого были нарушены, поможет суд. Исход гражданского дела будет зависеть от грамотности составленного искового заявления. Здесь уже можно, кроме нарушения права, вспомнить и о моральном ущербе. А судя по эмоциям звонившего гражданина, он был нешуточный. Врочем, моральный ущерб ещё попробуй докажи. Поможет наличие свидетелей: всё происходило при непосредственном участии контролёра.

Вот так и получается, что права вроде бы и есть, но за их соблюдение нужно бороться. Причём усилия, потраченные в этой борьбе, несоизмеримы с возможным результатом. Ну, извинится продавщица перед покупателем в итоге, и что? С неё не убудет. И дальше она будет хамить покупателям. Ведь тех, кто будет сопротивляться и идти до конца, – единицы.