Игорь МАЛАХОВ.

В ноябре 1919 года на железнодорожной станции Мариуполя белый отряд, составленный из солдат и офицеров ейского гарнизона, был атакован большой группой махновцев. Громкое гиканье и вид украинских партизан в мохнатых папахах произвели такое впечатление на необстрелянных бойцов, что они побежали, не приняв боя. Когда пали все офицеры, командир отряда генерал-майор Казбулат Есиев, обнажив шашку, в одиночку бросился на врагов…

Потом о смерти этого человека распространялись противоречивые слухи. Их создавала семья погибшего. Ведь быть в родстве с белым генералом в советской России было смертельно опасно. В итоге возобладала версия о том, что генерал-майор Казбулат Есиев геройски погиб в 1916 году на полях Первой мировой. Между тем, Есиев в ту войну успел покомандовать лишь полком (47-м Сибирским стрелковым), а генеральское звание получил уже в Добровольческой армии.

Это был блестящий офицер. Военную стезю выбрал по примеру отца – героя русско-турецкой войны, а затем командира 12-й сотни Терской постоянной милиции подполковника Асламурзы Есиева. В звании капитана Казбулат Есиев вступил в русско-японскую войну. Служил в осетинской сотне Терско-Кубанского горского полка. Воевал доблестно. Несколько орденов, украсивших его грудь, красноречиво свидетельствовали об этом. Первую мировую начал командиром батальона. Отличился и здесь. «В ночь с 6 на 7 марта 1915 года, командуя батальоном в атаке сильно укреплённой позиции, лично повёл батальон в атаку, овладел селением Рона, взяв в плен 17 офицеров и 360 нижних чинов», – говорится в приказе о награждении Казбулата Есиева орденом Святого Георгия 4-й степени.

В апреле 1916 года полковник Есиев возглавил полк, с которым прошёл всю войну. Видимо, он был очень справедливым и уважаемым командиром, т. к. избежал участи многих офицеров, убитых своими солдатами после февральской революции. Мало того, решением солдатского комитета в сентябре 1917 года Есиев был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, чем очень гордился. А в ноябре ему торжественно вручили Георгиевское оружие. Но полковник не смог вынести вида разваливающейся русской армии – её политизации, вмешательства солдат в управление частями, падения офицерского авторитета. Уехав в отпуск, в свой полк он больше не вернулся.

С началом Гражданской войны для Есиева сомнений на чьей стороне быть не возникло. Вначале он служил в частях Терского казачьего войска. Там вообще много было горцев. В Ейске оказался неслучайно: неподалёку от этого города некоторое время квартировали белые дивизии терских казаков. Вскоре Казбулат Есиев получил звание генерал-майора и был назначен начальником ейского гарнизона. Одновременно командовал стоявшим здесь 1-м запасным армейским батальоном.

Когда на Украине у белых возникли сложности, то из Ейска в ноябре 1919 года отправили туда не только юнкеров офицерских ускоренных курсов, но и сборный отряд из других частей, расквартированных в городе. Есиев как начальник гарнизона мог на фронт и не ходить, но захотел быть со своими солдатами. В Мариуполе же произошла катастрофа.

Поезд с отрядом Есиева атаковали махновцы. Солдаты бросили своего командира, около которого остались лишь несколько преданных долгу офицеров. После их гибели, расстреляв все патроны из своего револьвера, генерал с одной шашкой вышел навстречу смерти. Он долго отбивался, пока не был зарублен подоспевшими кавалеристами. После боя тело Казбулата Есиева было переправлено на родину, в осетинское селение Горное Карца, где и захоронено.

«Есиев пал потому, что он предпочёл смерть ужасной действительности… по обычаю своих отцов, так как угасла в нём вера в солдата, поруган был идеал. Эта смерть раскрывает нам ту ужасную душевную драму, которую в эти страдные дни переживает лучшая и наиболее чуткая часть русского офицерства», – к такому некрологу, появившемуся в одной из газет того времени, добавить нечего.