Наталия ЩЕЛУПАНОВА.

Когда я покупала несколько лет назад автомобиль, особо не задумывалась о риске приобрести автохлам. Просто хороший друг Женя, узнав, что я назначила встречу с продавцом, как бы между прочим сказал: «Давай-ка я с тобой прокачусь!». Я знала, что в машинах он соображает и без возражений согласилась. Мне подфартило! Авто я купила по оптимальному варианту – «цена – качество». Но не всем моим знакомым так везло. Например, один выбрал на рынке недорогую и на вид (только после капитальной покраски) очень симпатичную «шестёрку». Через неделю выяснилось: кузов авто был сплошь в проржавевших дырах, которые залепили скотчем, а затем выкрасили автомобиль. Продавца мой знакомый ищет до сих пор.

Пошаговую инструкцию по выбору автомобиля мне предложил знакомый автомеханик Виктор Лобачевский.

– Первое, что надо сделать, это сообщить в ГИБДД VIN-код выбранного автомобиля. По этому коду можно узнать – находится ли машина в угоне или под арестом, была ли она в ДТП.

Идентификационный номер VIN расположен на неразъёмных составляющих кузова или шасси и на специально изготовленных номерных табличках (шильдиках). VIN всех современных автомобилей расположен на передней левой стойке кузова. Другим местом расположения VIN является верхняя левая часть инструментальной панели. VIN виден через ветровое стекло автомобиля. В остальных случаях VIN можно узнать из ПТС или свидетельства о регистрации автомобиля.

Следующий шаг – узнать реальный пробег машины. У иномарок вся информация сохраняется в бортовом компьютере, а вот пробег отечественных может определить только специалист. Как говорит Виктор, у них «глаз намётан». Спец оценит состояние салона, особенно руля, заглянет под капот и примерно скажет, сколько машинка прошла. С точностью до сотен километров пробег определят на СТО, когда машину поставят на стоечные подъёмники и посмотрят на её «пузо». Вот тут есть очень интересный и немаловажный нюанс. В Ейске, по словам Виктора, многие автодилеры «грешат» продажей бэу-автомобилей, пригнанных из Москвы. Новое авто, покатавшись по столичным улицам две-три зимы, из-за соли превращается в коррозийный хлам. Днище сплошь «изъедено» ржавчиной. «Как это скрывают? Пригоняют в Ейск автомобиль и меняют ПТС. Так машина становится «местной». Покупателю необходимо обратить внимание на этот документ, на нём обязательно в верхнем углу будет написано: «Замена ПТС», – рассказывает Лобачевский. Это может наводить на подозрение, что автомобиль «просолен».

– Сколько с одной такой машины дилер зарабатывает? – интересуюсь я.

– Давай посчитаем. К примеру, «пятнадцатая» модель 2005 года выпуска в Москве стоит около 80 тысяч рублей. Дилер вложит в неё ещё тысяч 20. А продаст за 150-160 тысяч рублей, – отвечает Виктор. Если купить такую «просоленную» машину, поездит она нормально год-полтора, потом повезёте в ремонт.

Только специалист определит машины-«утопленники» и машины-«конструкторы». И те, и другие привозят к нам в основном из Японии.

С утопленниками понятно, а что такое конструкторы?

– В Японии наши умельцы разрезают автомобиль – отрезают крышу, переднюю и заднюю части и ввозят такой «конструктор» в Россию как запчасти. Их гораздо дешевле (в несколько раз!) растаможить. А затем уже такой конструктор собирают, – поясняет Виктор.

В чём опасность? Если мастер-кузовник попадётся так себе, машина будет вибрировать, постукивать, погрюкивать. С десяток таких авто в этом году побывали на СТО, где Виктор работает. К сожалению, дефекты «конструкторов» исправить практически невозможно.

Как обезопасить себя от всех этих неприятных нюансов? Ответ однозначный – взять с собой специалиста на авторынок. В Ейске услуги автомобильного доки обойдутся в среднем 2-5 тысячи рублей. Деньги, в сравнении со стоимостью авто и последующим его ремонтом, небольшие, да и гарантия определённая есть.