Ирина БОЙКО.

Кирилл Найда заставил играть в шахматы всю семью.

В июле ему исполнилось шесть. Он знает таблицу умножения (правда, на пальцах – уникальную методику случайно подсмотрел в Интернете, когда папа сидел за компьютером). Умеет читать и писать. Складывает в столбик трёхзначные числа. И без запинки отвечает, что сборная России на Олимпиаде в Лондоне завоевала 82 медали, добавляя, что она «по всем медалям на третьем месте, а по золотым – на четвёртом».

Узнав, что ейские спортсмены будут участвовать в соревнованиях по прыжкам на батуте, он заставил папу смотреть все выступления (сам он, не отрываясь от монитора, смотрел почти все олимпийские трансляции и болел за наших так, что осип), чтобы фиксировать набранные претендентами на победу очки. Бумажный листок с записанными очками бережно хранится в семейном архиве. После олимпийского «серебра» ейчанина Дмитрия Ушакова Кирилл захотел попробовать себя в прыжках на батуте. И покорить новую «спортивную вершину». «Теперь шахматами я буду заниматься в рабочие дни, а батутом – по выходным», – рассуждает дошкольник. Потому что сначала были шахматы!

А началось всё с того, что два года назад папа подарил маме новый мобильник. В нём вместе с другими играми была установлена игра «Шашки». Виртуальные шашки четырёхлетний Кирилл за два дня освоил самостоятельно. После чего родители, вняв настойчивой просьбе сына, купили ему шашки реальные, в комплекте с которыми оказались не менее реальные шахматы. И тут папа, что называется, попался! «Научишь?» – повсюду преследовал его упрямый отпрыск, вооружённый доской. Папе Виталию, бизнесмену и трудоголику, не слишком хотелось отрываться от дел и вспоминать азы давно забытой игры, в которую последний раз играл со школьными друзьями во дворе. И он под предлогом чрезвычайной занятости неоднократно пытался уйти от ответа на «шахматный вопрос» ребёнка. Но мальчик оказался хитрее. Кира придумал собственную методику обучения и ненавязчиво подсказал её умудрённому жизненным опытом отцу семейства. Он взял надевающуюся на руку куклу-перчатку, перевернул, высыпал в неё шахматные фигуры и хитро улыбнулся: «Папа, давай я буду доставать фигуры по одной, а ты – говорить, как они называются!» Потом – куда ставить фигуру. Потом – как она ходит. Тут уж папе было не отвертеться…

Наступили новогодние каникулы. «Собирай игрушки, Кира, поедем на Чёрное море!» – сообщила радостную новость мама Ира. Кира исчез ненадолго, а потом предстал пред ясные очи родителей с сияющим лицом. В руках он держал шахматную коробку, а под мышкой – старенькую книжку: «Практическое руководство к изучению шахматной игры». Откуда книжка взялась в семейной библиотеке – установить не удалось. Этим набором малыш жёстко лимитировал комплект любимых игрушек, бережно уложенных в рюкзачок для семейного круиза по Черноморскому побережью. В круизе папа с сыном не отходили от шахматной доски. В неравной битве интеллектов четырёхлетний сын вдруг стал обыгрывать сорокалетнего папу.

Вернувшись домой, Виталий решил показать сына председателю Ейской районной шахматной федерации, тренеру ДЮЦа Александру Казакову. «Таких маленьких не берём!» – смерил он детсадовца строгим взглядом и снисходительно добавил: «Ну ладно, заходи!» Примерно через полчаса папиного ожидания за дверью тренер заговорил по-другому: «Такие шахматисты нам нужны!».

Результаты, которых достиг Кирилл Найда за полтора года упорных занятий (каждый день по часу), впечатляют. На Кубке России в марте этого года был самым младшим участником и занял 5-е место в категории «Мальчики до 8-ми лет». В этой же категории стал чемпионом Всероссийского шахматного турнира, проходившего в июне этого года (в соревнованиях участвовали спортсмены из Москвы, Петербурга, Самары, Воркуты и Перми). В открытом первенстве ДЮЦа стал вторым среди мальчиков до 12-ти лет. На краевых соревнованиях Кирилла заметил ведущий гроссмейстер края Сергей Надырханов. И предложил перспективному шахматисту из Ейска стать учеником Академии шахматной федерации. Теперь на сессии, турниры и соревнования ездят всей семьёй.

Отец Кирилла, предприниматель Виталий Найда, родом из станицы Староминской. Он был седьмым ребёнком в многодетной семье железнодорожников. Свой бизнес сколотил с нуля, без чьей-либо помощи. «В бизнесе, как и в шахматах, – рассказывает Виталий, – нужно продумывать свои действия на несколько ходов вперёд. Я и сейчас работаю по 20 часов в сутки. Даже если тело отдыхает, мозг занят делом».

Виталий считает, что сын, если и не станет гроссмейстером, то благодаря шахматам, которые представители сильнейшей в мире советской шахматной школы назвали гимнастикой ума, хорошим предпринимателем станет непременно. Кстати, старший брат Кирилла двадцатилетний Дмитрий когда-то был 149-м в спортивном рейтинге России по большому теннису, а сейчас довольно успешно делает первые шаги в семейном бизнесе. В теннис, как известно, играют ракеткой, а выигрывают головой – и именно это роднит его с шахматами.

Как вырастить вундеркинда? Отвечая на этот вопрос, папа будущего гроссмейстера из Ейска даёт совет всем представителям сильного пола: «Берегите своих жён! Всегда давайте им возможность заниматься детьми». Ирина, супруга Виталия, педагог по образованию, воспитанием младшего сына занялась, когда тот ещё находился «в утробе матери». Разговаривала с неродившимся ребёнком. Книги читает сыну с двухмесячного возраста. Особого интереса к компьютеру Кира не проявляет, да и родители не стремятся его развить – всему своё время. «Кирилл хоть внешне и похож на маму, очень напоминает меня в детстве, – показывает мне Виталий семейный альбом. – Те же любознательность и желание общаться со старшими!»