Сана КРАЕВСКАЯ.

Жители села Воронцовки вместе с потомками немецких колонистов отметили 160-летие со дня основания колонии Михельсталь.

Идея принадлежит создаваемому в Ейском районе обществу русско-немецкой дружбы. Получился не столько праздник в общепринятом понимании, сколько «час истории».

У сельского ДК (здание лютеранской кирхи, построенное колонистами в начале ХХ века) перед началом мероприятия услышала разговор: «Да не буду я это слушать!» – возмущался, сбегая по ступенькам, мужчина средних лет. «Это ведь и твоя история!» – пытается остановить его односельчанка. «Ну, хорошо… ты слушай, потом мне расскажешь», – наконец соглашается он.

«Здравствуйте, дамы и господа… родственники!» – так начал своё выступление Якоб Богер. Такая манера обращения была выбрана неслучайно. Многие из присутствующих в зале оказались не только его однофамильцами, но и родственниками. Две женщины в зале рассматривают старинные фотографии. «Я Нина Ивановна Марасина из посёлка Октябрьского. В девичестве – Богер. А это мои дедушка Пётр и бабушка Августа», – представляется одна из них и показывает семейные снимки. «Вы Якобу случайно роднёй не приходитесь?» – интересуюсь. «Случайно прихожусь», – отвечает. «И давно знакомы?» – проверяю собеседницу. Ведь Богер, хоть и потомок михельсталевских колонистов, но на земле предков впервые… «Три дня как познакомились – дети позвонили, сказали, что приехал один человек, вот мы и встретились!» – говорит Нина Ивановна. Говорили, вспоминали все присутствующие – составляли общую родословную: «А Адам в каком году умер?.. В Краснодаре?»

После окончания мероприятия его участники решили сделать групповую фотографию. «Пусть Богеры становятся!», – руководила созданием «композиции» дама нордической наружности. «Вы немка?» – опять пристаю с вопросом. «Муж немец. А я хохлушка – Ирина Богер, до замужества Губа. Приехали мы из Ростовской области, там целые немецкие посёлки ещё с царских времён», – рассказывает она. «А здесь как оказались?» – допытываюсь. Всё-таки праздник предполагался камерным, а тут столько людей из соседнего региона. «Списались в социальных сетях», – объясняет женщина. В своё время именно Интернет подтолкнул Якоба Богера на поиск однофамильцев, потом родственников, а затем и сбор информации о колонистах. Теперь он мечтает написать книгу о немцах, которые уехали из Германии в Россию, а через столетия вернулись назад. Её рабочее название – «Долгая дорога домой». В ней будет отведено (и немалое) место для Михельсталя.

…А воронцовец, который так не хотел слушать рассказ о прошлом своего села, всё-таки вернулся в зал!