«Вам положена выплата – 31 тысяча 820 рублей», – бойкий голос в трубке сотового телефона звучал бодро и многообещающе. Я действительно ждала получения денег и в первую минуту даже не поняла, что сумма слишком большая. Внутренняя «жаба» твердила: «Давай, разве деньги бывают лишними?»– чутьё подсказывало: что-то здесь не так.

Денег много не бывает?

Особенно «не так» стало, когда девушка на том конце провода была готова перечислить средства прямо сейчас. Надо было только сообщить номер карты. «Но позвольте, у вас же есть все мои данные», – пыталась я «оседлать» ситуацию. «Ой, вы же сами понимаете, какое сейчас время: часть – в отпусках, часть на удалёнке работают. У нас сбой в системе, поэтому перепроверяем данные клиентов», – ворковала моя собеседница.

Я действительно жду решения авиакомпании о возврате денег за отменённые из-за коронавируса зарубежные рейсы. Но сумма, на которую я надеюсь, в три раза меньше (да и то при самых благоприятных обстоятельствах) вышеназванной. Хорошо, что здравый смысл, подтверждённый своим и чужим опытом, взял верх над жадностью и желанием «срубить денег по-лёгкому».

Девушка не унималась, я слушала её, а сама припоминала обстоятельства: в билетах указаны все личные данные, оплачивала покупку я банковской картой, ещё в конце марта написала письмо с просьбой вернуть средства. Тем более фирма сама изъявила желание это сделать, поскольку авиаперелёты приостановлены до конца мая текущего года.

Следовательно, у настоящего представителя авиакомпании более чем достаточно информации и оснований для выплаты.

Наконец-то, любопытство взяло верх и я «включила журналиста»,  начав поддакивать собеседнице. «А не можете ли вы сейчас сходить к банкомату, чтобы убедиться, что деньги пришли?», – беседа становилась всё предметнее. «Хорошо, мне идти 200 метров. Но у меня смс-оповещение о движении средств по карте. Как только деньги буду перечислены, я пойму», – гнула я свою линию. «Я же говорю вам: у нас сбои. Вы даже не представляете, что сейчас в Москве творится», – кажется, меня пытаются разжалобить. Но авиакомпания базируется в Ростове-на-Дону. Причём здесь первопрестольная? «А что мне делать у банкомата», – прошу дальнейших инструкций у собеседницы. «Вы проверите поступление денег, я вам позвоню и там определимся. Может понадобится уточнить код карты», – как ни в чём небывало давала она мне указания.

Код от банковской карты – это более чем личное. Это «государственная тайна», не подлежащая разглашению ни при каких обстоятельствах:

«А давайте я сейчас пойду в офис «Сбербанка», тут совсем рядом, и оттуда созвонимся. Если что, там и служба безопасности и девочки профессиональные – помогут», – кажется, я переиграла. Роль наивной искательницы шальных денег не удалась. «Публика» не поверила и после якобы сбоя в телефонной связи исчезла в неизвестном направлении, пообещав уточнить данные и ещё раз перезвонить.

Ещё одной жертвой классической мошеннической схемы едва не стала моя соседка по подъезду – 80-летняя бабушка.

 

Живёт она одна, сын и внук регулярно навещают: привозят продукты и лекарства, помогают по дому. Но в силу карантина делать это практически каждый день, как было раньше, уже не получается. Бабушка и сама решила, что не настолько стара и плохо себя чувствует: «Если надо – позвоню».

И вот она стоит у меня на пороге квартиры с телефоном в руках: «Мне звонили из соцзащиты, сказали, что деньги мне положены от Путина. Выплаты сейчас всем старикам сделали. Говорят, что по ошибке перечислили лишние средства и я должна на вот этот счёт вернуть пять тысяч рублей.

Но я не знаю, как это сделать». Сомнения закрались сразу же: не такие у нас социальные службы, чтобы лишнюю копейку перечислить, а потом клиента заставлять за них работу переделывать: «Давайте мы вашему сыну позвоним, пусть он в УСЗН разберётся, перечислить никогда не поздно».

Как и предполагалось, никаких выплат сделано не было – это показала проверка бабушкиного счёта, где окромя пенсии сроду денег не водилось.

Попытка связаться с номером «собеса» тоже не привела к успеху. За бдительность я получила награду – шоколадку. А соседка пообещала обзвонить всех своих подружек и знакомых, чтобы рассказать о «выплатах», после которых можно последнего лишиться.