Наталия ЩЕЛУПАНОВА.

Возле дома 267 по улице Морской положили новый асфальт и установили бордюры. Радость жильцов пятиэтажки омрачило то, что высокий бордюр перекрыл проезд к восьми канализационным колодцам. Аварийные машины могут туда добраться разве что по воздуху. Заказчики проекта уверяют, что работы выполнены в соответствии с ГОСТами и СНИПами, и менять ничего не собираются.

Во дворе дома собрались жители, почти у каждого в руках бумажка с множеством телефонов и фамилий заказчиков, подрядчиков и проектировщиков работ по благоустройству их придомовой территории. Все по очереди обзвонили инстанции с вопросами: «Кто может исправить ошибку?» Ответа не нашли, написали обращение в городскую администрацию и в прессу.

 – Аварии на канализационной ветке, которая проходит как раз рядом с домом, случаются 2-3 раза в месяц, а зимой водоканал вызываем несколько раз в неделю, – говорит старшая дома Валентина Мельник.

 – Буквально на днях вызывали аварийку из «ЕйскВодоканала», опять канализация забилась. Водитель никак подъехать к люкам не мог, сильно ругался. Пришлось «пробираться» к люкам окольными путями. Пригрозил, что в следующий раз не приедет, – возмущается житель дома Евгений Мусонов.

Работы по демонтажу старых бордюров и установке новых шли с начала августа. «Остановить их мы уже не могли. На наши просьбы учесть необходимость обслуживания существующих инженерных сетей рабочие, конечно же, не реагировали. Понятно, это не их уровень ответственности. Заказчиком работ выступили городские власти, подрядчик – ДСУ-2. Кто проект делал – нам вообще не сказали», – рассказывает Валентина Леонидовна. Работы контролирует Центр городского хозяйства. Руководитель Игорь Кирилов выехал на место и предложил сделать подъезд для аварийных автомобилей с другой стороны дома. «Но для этого нужно было бы спилить фруктовые деревья и полностью убрать вот эту шикарную клумбу», – показывает мне территорию старшая дома. В разговор сразу включается хозяйка клумбы Галина Балина. «Ну, уж этого я не позволю. Восемь лет я здесь выращиваю цветы. Знаете, сколько денег только на садовую землю потрачено?! А сколько редких растений я здесь посадила?!», – возмущается она. Что и говорить, такую красоту уничтожать – варварство. Вдобавок, чтобы с тыльной стороны дома сделать подъезд, нужно будет снести забор соседнего дома, да и пешеходную дорожку, которая проходит здесь же, убрать. Соседи тоже против такой реконструкции. Тогда у Игоря Кирилова появился второй вариант решения. «Пусть аварийные машины заезжают через проезжую часть соседнего дома № 266. Только надо передвинуть бельевую площадку чуть дальше и проезд будет открыт», – предлагает он. Но это неудобно для жителей соседнего дома: аварийные машины будут ездить мимо их постиранного белья и разрушать бордюры. Вдобавок на парковочных площадках стоят автомобили, и не факт, что когда случится авария, можно будет найти хозяина и убрать автомобиль.

Как получилось, что, заказывая проект на реконструкцию междомовых территорий, не учли нынешнее состояние инженерных сетей? И можно ли было по-другому обустроить подъезд к канализационным колодцам? К примеру, напротив дома расположен магазин и к нему подъездные пути с низкими бордюрами строители сделали. Туда при мне свободно подъехал грузовой транспорт и выгрузил продукты. Оказывается, такие варианты существуют. По технической документации территория, на которой расположены канализационные колодцы, не имеет подъезда, поэтому там и установили высокие бордюры согласно ГОСТам. По этой территории (около ста метров в длину) вообще транспорту ездить запрещено. «Чтобы оформить подъездной путь к колодцам необходимо обратиться в архитектуру, она изучит вопрос и сделает соответствующие изменения в проекте. Тогда можно будет бордюры снизить», – говорит Игорь Александрович. По словам руководителя ЦГХ, сделать это должны жители многоэтажки. Естественно, за свой счёт. Мол, сейчас многие дома в Ейске, которые столкнулись с подобной проблемой, ещё до начала проектирования благоустройства внутридомовых зон обращаются в архитектуру и уточняют, где будут проходить подъездные пути к коммуникациям, а где располагаться парковочные площадки. Возникает совершенно справедливый вопрос, а почему это должны делать жильцы многоквартирных домов? Линия канализации, к которой подключен дом, является собственностью муниципалитета и находится в аренде у «ЕйскВодоканала», заботиться о её нормальной работе должен собственник. И логичней предположить, что ещё до начала проектирования реконструкции проезжей части вокруг дома и установки бордюров специалисты должны были оценить и состояние канализации, и возможность её обслуживания в случае аварий. Ежедневно в Ейске происходит несколько десятков аварий на водноканализационной сети. Не надо напоминать, что инженерные сети давно предмет самых острых дискуссий и среди населения во дворах на лавочках, и в кабинетах коммунальных служб, и в СМИ самых разных уровней. Всё твердят, что надо ( срочно надо!) капитально реконструировать коммуникации, современно, с умом подходить к проектированию работ, иначе ейская коммунальная бомба «рванёт». А на деле? «Запертые» 8 канализационных люков на ветке, которая терпит еженедельно аварии, – пример обратного.

Пока жители дома по улице Морской придумывают различные схемы заезда аварийных машин. Евгений Мусонов, к примеру, уже приобрёл широкие доски и собирается сделать переносной пандус, который можно будет класть через высокий бордюр во время аварий. «То, что это исключительно наши заботы, мы убедились», – вздыхает он.