Наталия ЩЕЛУПАНОВА.

Лозунг «Земля – крестьянам!» опять злободневен. Зачастую предприятия-арендаторы безраздельно пользуются землёй пайщиков, платя крохи за аренду. А в случае, если собственник заявляет свои права, пускают в ход «тяжёлую артиллерию» – угрозы, запугивания, суды и т.д., лишь бы не уплыли заветные гектары.

Нечто подобное происходит в станице Должанской. Пайщики, узнав о банкротстве предприятия-арендатора «СельхозПромЭкспо», решили передать землю в аренду более эффективному хозяйству. Да не тут-то было…

Договор аннулировали

В 2006 году 75 пайщиков передали в аренду земельные участки общедолевой собственности (452 гектара) в ООО «СельхозПромЭкспо». Предприятие образовалось на руинах банкротного ЗАО «Должанское». Тогда пайщики поверили в обещания новых инвесторов, что земля будет в целости и сохранности и принесёт им хороший доход.

 – Уже через месяц после собрания хозяйство поставило общедолевой участок на кадастровый учёт. Мы заключили договор аренды, документ зарегистрировали в регистрационной палате. Всё как положено. Но впоследствии выяснилось, что договор аренды не легитимен. Ейский городской суд его отменил, – рассказывает один из пайщиков Григорий Василенко. Как оказалось, часть подписей в договоре принадлежит «мёртвым душам». Люди либо отсутствуют уже несколько лет в станице, либо вообще давно отошли в мир иной. ООО «СельхозПромЭкспо» пыталось обжаловать в кассационной инстанции решение ейского суда, но тщетно. В июне 2008 года решение о признании недействительным договора аренды вступило в законную силу.

Заключать новый договор предприятие-арендатор не торопилось. Так и работали на земле в рамках старого, да и собственники особой активности не проявляли. В тот момент всех всё устраивало. Сменился учредитель «СельхозПромЭкспо» (хозяйство вошло в холдинг «Маяк»), поменялся и директор, всё шло своим чередом.

Узнали о банкротстве

Даже когда в 2010 году разгорелся скандал вокруг предприятий «Маяка», основная масса пайщиков не почувствовала угрозы для своей собственности. «СельхозПромЭкспо» продолжало обрабатывать земли и платить арендную плату в рамках незарегистрированного договора.

Через год «сомневающиеся» пайщики продали свои земли (без малого 400 гектаров пашни) частной фирме из Иркутска. В свою очередь иркутяне, оформив купленную землю, решили передать её в аренду ООО «По заветам Ильича». Пока готовились документы на аренду, в сентябре 2011 года письменно уведомили «СельхозПромЭкспо» о своих правах на пашню и о том, что прежние арендаторы не имеют права вести там осенне-полевые работы (вспашку и сев).

 – Но несмотря на предупреждение, на 200 гектарах «СельхозПромЭкспо» посеяли рожь и пшеницу. А на оставшихся – собрали сахарную свёклу, но вывезти её с полей не посчитали нужным, так и оставили гнить до весны, – рассказывает представитель иркутских собственников Антон.

Весной весь этот невостребованный свекольный урожай (1600 тонн!) вывозили с полей уже новые арендаторы, неся дополнительные затраты на ГСМ, заработную плату механизаторам, амортизацию техники.

Иркутская фирма обратилась в правоохранительные органы о самозахвате их земель «СельхозПром-Экспо». Поначалу дело приняли к производству, но вскоре приостановили. Выяснилось, что «СельхозПромЭкспо» участвует в различных судебных спорах. Надо, мол, дождаться их окончания, тогда будет видно, кто прав, кто виноват.

А по Должанке поползли слухи, что «СельхозПромЭкспо» объявлен банкротом. «Сначала руководство предприятия отрицало это. С большим трудом удалось добыть решение арбитражного суда. Действительно, наш арендатор был признан несостоятельным», – рассказывает бывший председатель товарищества пайщиков хозяйства Анатолий Недилько.

13 февраля 2012 года Краснодарский арбитражный суд признал ООО «СельхозПромЭкспо» «несостоятельным (банкротом) по упрощённой процедуре банкротства ликвидируемого должника», открыл конкурсное производство, назначил конкурсного управляющего Константина Коваленко.

Такие новости пайщиков испугали. «Не получится ли так, что с нашей землёй что-то сделают – отберут, заложат, продадут? Да и вообще, будут ли нормально обрабатывать и платить за аренду?!», – недоумевал на собрании один из собственников Иван Устинов.

19 мая 2012 года пайщики провели общее собрание. Идею о выделе земель и дальнейшей передаче их в аренду ООО «По заветам Ильича» предложили старожилы прямо во время дебатов о судьбе паёв.

 – Хозяева этого предприятия наши, местные жители. Владимир Василенко и Николай Тараненко всю жизнь проработали на должанской земле. Им доверяем, они от нас точно никуда не сбегут, – уверена Вера Апшивайло, в прошлом – комбайнёр.

Собрание провели, соблюдая все нюансы земельного законодательства, в присутствии представителей поселенческой администрации и управления сельского хозяйства администрации Ейского района. Объявление о собрании, как и положено по закону, опубликовали заранее в официальной газете Ейского района «Приазовские степи». Предупредили руководителя «СельхозПромЭкспо» Анатолия Сонникова (он на собрании присутствовал). В общем, всё чин чином.

После решения на собрании о выделе паёв провели новое межевание, поставили участок на кадастровый учёт. Все расходы (а это около 300 тысяч рублей!) взяло на себя ООО «По заветам Ильича». Затем пакет документов передали в Росреестр для регистрации участка и договора аренды. 21 июля пайщики должны были получить на руки регистрационные документы. Но за день до назначенного срока получили уведомление, что регистрация приостановлена на основании искового заявления от «СельхозПромЭкспо» в арбитражный суд о признании собрания собственников недействительным.

Руководство предприятия ссылается, что объявление о выделе земельных участков необходимо публиковать не в местной прессе, а в краевых газетах, определённых постановлением губернатора. Так-то оно так, но постановление главы Краснодарского края № 1369 от 03.12.2002 года обязует публиковать объявления в краевых газетах «Кубанские новости», «Вольная Кубань», «Кубань сегодня» не о проведении собрания пайщиков, а о конкретном выделении какого-либо земельного участка площадью более 100 гектаров. Что касается объявлений о проведении собраний собственников, то этим же постановлением определён список из 51 районных и городских газет (в том числе и «Приазовские степи»), которые имеют право их печатать. Предложение о отмежевании участка прозвучало уже на собрании, и пайщики за него проголосовали единогласно. Для дальнейших действий по оформлению документов на землю никаких объявлений в СМИ больше не надо.

На те же грабли

Неужели юристы «СельхозПромЭкспо» этого не знают?! Сомневаюсь. Так зачем им нужен этот суд, если в итоге правота будет на стороне пайщиков? Рискну предположить, мои догадки разделяют и сами пайщики: оттянуть время до осени. Пока наложено вето на регистрацию документов, идут суды и новый арендатор не может воспользоваться правом обрабатывать землю. Сработает та же схема, что и осенью прошлого года с выкупленной землёй. Успеют убрать сегодняшний урожай, обработать и вновь засеять землю, получить следующий урожай и немалую прибыль. Сейчас руководство «СельхозПромЭкспо» добивается через суд признания договора аренды 2006 года с пайщиками действительным. При таком повороте собственники будут связаны с банкротным предприятием до 2020 года!

Руководитель «СельхозПромЭкспо» Анатолий Сонников от комментариев отказался категорически. На мой вопрос: «Почему препятствуете пайщикам воспользоваться законным правом распоряжаться своей землей?» ответил почти в партизанском духе: «Ничего вам не скажу!» и бросил трубку. Будто испугался щекотливых вопросов. Как получилось, что взаимоотношения с собственниками земельных паёв в течение нескольких лет никак не оформлялись документально? Отчего так долго скрывали, что «СельхозПромЭкспо» официально признан банкротом? Что будет с предприятием дальше? Впрочем, ничего удивительного в такой необщительности нет. Как рассказал заместитель главы Ейского района по сельхозвопросам Михаил Дьяченко, и новый учредитель, и руководитель «СельхозПромЭкспо» уже давно наотрез отказываются обсуждать с руководством района дальнейшую судьбу хозяйства, а пайщиков, похоже, вообще «за людей не считают». Такое высокомерное отношение к людям, которые доверили свою землю, и привело к конфликту.

На моей памяти всего за десять лет должанское предприятие банкротится уже в четвёртый раз. Каждый раз на руинах одного возникает новое с обещаниями зажить по-человечески: модернизировать производство, открыть рабочие места, помогать крестьянам и уважать их интересы. Но история каждый раз повторяется. Не верят больше люди этим пустым обещаниям!

Только после десятилетий владения землёй крестьяне поняли, что собственность надо защищать. Настроение у должанцев почти революционное: «Ляжем под тракторы, а землю чужакам больше не дадим!»