Игорь МАЛАХОВ.

Этот художник родился в Ейске, а последние десять лет работает в Питере. Свою малую родину Алексей ФЕДЯНИН не забывает, регулярно навещает живущих здесь родных. В очередной приезд рассказал нам о своих взглядах на современное искусство.

– Алексей, насколько человеку творческому сложно или, наоборот, просто утвердиться в этом мире, заявить о себе?

– Вот ты как сразу… Наверное, всё зависит от желания человека, пытающегося заявить о себе. Можно встретить много препятствий: отсутствие денег, нежелание галериста выставить твои работы, зрители могут не прийти на твою выставку. Но если очень хочется донести своё до людей, то способ найдётся. Сейчас быстро развивается уличное искусство. Многие рисуют граффити. Сложно ли заявить себя таким образом? Даже в Ейске я видел заброшенные здания, какие-то мрачные заводские недействующие корпуса, которые портят городской вид. В крупном городе их давно бы расписали хорошими граффити и улицы засияли бы. В принципе, даже портрет, сделанный на улице за десять рублей, тоже произведение искусства. Если люди хотят этого, то почему бы и нет? Если я путешествую, и в городе, где хорошо провёл время, художник на скорую руку сделает мой портрет, сделав надпись: «Ейск-2012», то дома я повешу его на стену. Правда, потом придут друзья и спросят: «Что это за ерунда?» И придётся брать на себя грех художника… Если же отставить в сторону уличное искусство, то… Быть одному, в стороне, не в массах всегда сложно.

– Ты – художник-самоучка. Это явление очень распространено в Европе, Америке. А вот у нас почему-то укоренилось мнение, что художник обязательно должен подтверждать своё умение дипломом.

– К сожалению, ты прав. Это пережиток советского времени, когда все творческие люди должны были состоять в каких-то организациях – союзе художников, союзе писателей, союзе композиторов… Чтобы можно было их контролировать. Да и сейчас, заявляя о себе, лучше иметь образование. Иначе, чтобы стать своим, к примеру, в семье питерских художников, нужна куча знакомств или большая оригинальность. Хотя, коммерция со временем возьмёт своё. И тут надо учитывать большую конкуренцию. Сегодня идёт значительный спад интереса к современному искусству. Старых мастеров покупают, а ныне живущих – не очень. В этом смысле фотография идёт впереди.

– На твоём сайте в аннотации я прочитал, что материалом для твоего творчества служат знаменитые мифологические сюжеты. Расскажи подробнее об этом.

– Сказки – вообще обширная тема. Можно аллегорически, метафорически передать что-то, скрыв очевидность. Поясню. Можно сказать: мы сидим на лавочке в парке и беседуем. А можно и так: сошлись две горы, склонились друг к другу вершинами. Согласись, так поэтичнее. Очень люблю сюжет об испытаниях. Он есть в сказках многих народов мира. Обычно это обставляется следующим образом: трое юношей должны выполнить три каких-то задания или ответить на три вопроса. Победитель получает награду. Чаще всего – женщину… Вообще нас окружают многочисленные вещи-символы. Взять, к примеру, яблоко. Тут можно вспомнить и яблоко раздора, и молодильные яблоки, и грехопадение Евы. Гранат – символ страсти, похоти, нечто сексуальное. Совместив несколько символов на одном полотне, можно создать цельный образ.

– Ты предлагаешь людям ребус и рассчитываешь, что они его разгадают?

– Да, я рассчитываю на сообразительность зрителя, на его интеллект.

– Ты делаешь прекрасные портреты, городские пейзажи, в то же время, есть и работы авангардные. Ты сам к какому направлению себя причисляешь?

– Не хочу вешать на себя бирку и ограничивать рамками. Очень сложно держаться в каком-то одном направлении. Шаг в сторону – уже скандал. Начинаются вопросы: «Что повлияло?» Быть обязанным зрителю, поддерживать взятый на себя статус… Это не по мне. Хочу экспериментировать. Освоить новую технику, довести её до совершенства – это другое дело.

– Что актуально сегодня в искусстве?

– Активно используются цифровые технологии, Интернет. К примеру, представление уличного театра можно смотреть с другой половины земного шара. Таким образом значительно расширяется аудитория. А ещё искусство активно выходит на улицу. Я вот был недавно в Испании. Главная улица Мадрида просто переполнена мимами, клоунами, фокусниками. Много всяких файер-шоу. К нам это тоже придёт.

– На то, что ты делаешь, что-нибудь оказывает влияние, или ты вообще свободен от воздействия извне?

– Безусловно влияние есть. Многому я научился у сюрреалистов – Дали, Пикассо. Их свободные взгляды на творчество поражают. Потом, Фрейд… Разные фильмы, знакомства… Со знакомствами мне повезло. Десять лет назад было больше людей, способных повлиять на молодёжь, зажечь, заинтересовать её чем-то. Сейчас всё уходит в коммерцию… Чтобы было понятнее, приведу пример. Как сейчас люди отдыхают? Очень мало осталось арт-кафе, где можно было бы не только отдохнуть, но и почерпнуть для себя что-то, какую-то идею, открыть новое веяние. Такие места оказываются не нужны, потому что люди берут от отдыха самое пошлое – напиться, потусоваться… Много впечатлений дают путешествия. Побывал в Испании, Германии, Франции, Италии. Недавно ездил в город Балашов Саратовской области. Хотел посмотреть, какая она, страна Россия. На самом деле, печальная картина. Похожа на сухой, выжженный, никому не нужный газон, который я только что видел в ейском парке Горького. Заброшенные дома, заколоченные окна, заросшие улицы, полуразрушенный Дом культуры с вывеской «…ул…тур…». Жуткое зрелище.

– Насколько сильно отличается столичная культурная жизнь от провинциальной?

– Я бы перевёл разговор в несколько иную плоскость. Искусство интересно любое. А провинциальное – тем более. Здесь мастера самобытнее. Они интереснее ещё и потому, что неизвестны широкой публике. Их творчество малодоступно. Между тем, по сравнению с известными столичными мастерами, они смотрятся очень достойно.