Игорь МАЛАХОВ.
Тридцатые годы прошлого века – время небывалого интереса к авиации. На аэродромах собирались тысячи людей, чтобы посмотреть на самолёты, выполнявшие фигуры высшего пилотажа. Один за другим появлялись сообщения о рекордах скорости, дальности перелёта. А ещё это было время увлечения планеризмом, прыжками с парашютом, авиамоделированием. Ейские планеристы тогда поражали профессионалов своими моделями, выполненными кустарным способом.

У нас появилась серия планеров «Сталинец». Назвали её так потому, что создавала аппараты группа курсантов и инструкторов местной военной школы морских лётчиков и летнабов ВВС РККА им. Сталина.

Впервые лётчики из нашего города появились на Всесоюзных планерных состязаниях, которые проводились в крымском Коктебеле, в 1933 году. На первом присматривались. Зато на следующие соревнования привезли два планера. Одноместный «Сталинец-1» – детище инструктора лётной школы Павла Еремеева – оказался настолько неудачным, что его даже не допустили к полётам. Зато лётчик-инструктор школы Иван Сухомлин на двухместном «Сталинец-2» (конструктор – Владимир Верзилов) сразу же установил мировой рекорд продолжительности полёта. Он продержался в воздухе 24 часа и 10 минут. Правда, рекорд был зафиксирован лишь как союзный, так как СССР в то время не входил в международную спортивную организацию планеристов FAI.

На следующих соревнованиях ейские планеристы произвели настоящий фурор. Верзилов сконструировал для участия две модели, на которых полетел лётчик-испытатель Валентин Лисицын. Двухместный «Сталинец-2бис» поставил новый мировой рекорд, продержавшись в воздухе 38 часов 40 минут. Рекорд показала и другая модель Верзилова (одноместный «Сталинец-4») – 38 часов 10 минут. Она получила специальную премию состязаний и была растиражирована по стране. Многие спортсмены для участия в состязаниях впоследствии строили себе именно «Сталинец-4». Неплохо показал себя также сделанный Еремеевым одноместный «Сталинец-3».

Это были последние планерные соревнования, на которых оценивалась продолжительность полёта. В дальнейшем на первый план выдвинули дальность, и соревнования стали проводить не в горном Крыму, а на равнинных местах – под Ростовом, на московских аэродромах. Ейские планеристы успели сделать ещё одну модель – одноместный «Сталинец-5» конструкции Верзилова. Но она ничем особенным не отличилась.

После 1937 года планеризм в Ейске умер. Видимо потому, что к этому времени все, кто им занимался, разъехались из нашего города по другим местам службы. Скорее всего, духовным отцом ейского планеризма можно считать Верзилова. Он строил планеры ещё в двадцатые годы в Симферополе. Появившись в Ейске, он смог увлечь этим делом группу молодых пилотов. Для Павла Еремеева это увлечение превратилось в дело жизни. Впоследствии он работал лётчиком-испытателем, «обкатал» многие модели планеров, работал и с первыми отечественными вертолётами.