Наталия ЩЕЛУПАНОВА.

Из чего делают батоны и булки? Сколько тонн хлеба съедают в день жители Ейского района? Почему в июле выросла цена на любимый всеми «кирпичик», и лишь крупные торговые сети оставили стоимость неизменной? За ответами корреспондент Наталия Щелупанова отправилась на ейский хлебозавод.

Хлебное место

Сюда нельзя приходить на голодный желудок. Такие аппетитные ароматы… Мне дали попробовать только что испечённые слойки. Их вкус не сравнить с магазинными. «Никаких «нанотехнологий». Хлеб печём по старинке из обычного теста, без консервантов и искусственных добавок. Даже печи здесь те же, что и 20, и 30 лет назад. Хотя есть и современные, импортные, но в них такой вкусный хлеб не получается», – рассказывает технолог Зоя Михайловна Ковалёва. Она работает на хлебозаводе несколько десятков лет. Свой первый хлеб испекла в 1978 году, мастерству своему училась в Екатеринбурге.

На ейском хлебозаводе 250 рабочих мест. Хлеб пекут и в станицах, но объёмы там совсем другие.

Работа пекаря сложная: ну-ка, постой смену у жаркой печи, да ещё повыгружай буханки. «Не женское это дело!» – говорит Алексей Полевик, пекарь с двенадцатилетним стажем.

На заводе жарко – по технологии кондиционеры не предусмотрены. Наверное, поэтому у печей стоят исключительно мужчины. Женщины работают в цехах, где чуть прохладней – месят тесто, формируют изделия, укладывают в лотки уже готовую продукцию.

Сначала мука поступает в специальное помещение для расстаивания – здесь её просеивают, чтобы в тесто не попали посторонние предметы. Мастер бригады Наталья Балкова (на фото) девчонкой пришла на завод простой рабочей. В профессию хлебопёка влюбилась, теперь – руководитель среднего звена. Она проводит для меня экскурсию по цехам: шумят машины, энергичные женщины ни на минуту не останавливаются у агрегатов. Один из них формирует любимый французский батон. Сначала тесто делят на порции, машина их раскатывает. Полученный блин сворачивают в батон и отправляют по конвейеру на выпечку.

«Вам не сложно работать, когда сдоба вокруг, всё так пахнет, можно же растолстеть», – спрашиваю я тестомеса Екатерину Махно. «У нас столько работы, что потолстеть при всём желании не получится. Да и привыкли уже», – улыбается сотрудница.

Цикл производства булочек, пирогов, батонов и слоек начинается в 4 утра. «На самом деле предприятие не останавливается ни на секунду, в сутки поставляя около 18 тонн хлебобулочных изделий в магазины города, хуторов и станиц», – рассказывает технолог Зоя Ковалёва.

А всего ейским хлебозаводом выпекается 62 наименования продукции. В сутки производится 30-40 тысяч штук. «Большой спрос на слоёные изделия, и со сладкими начинками, и с картофелем, сыром», – отмечает Зоя Михайловна. А лаборатория хлебозавода разрабатывает новый рецепт слоек с грибами и рыбой. Есть планы начать выпечку пиццы.

На два рубля дороже

Аномально холодная зима, жаркое лето и дожди в период уборочной кампании привели к потерям урожая зерновых этого года. Эксперты уже прогнозируют подорожание ряда продуктов. В июле самый покупаемый хлеб – «кирпичик» – подорожал в Ейске на два рубля.

«Первая причина подорожания – рост цен на зерно. Уже сейчас килограмм пшеницы стоит 9 рублей. И есть прогноз дальнейшего роста, – рассказывает руководитель хлебозавода Наталья Ботнарук. – Оптовая цена продажи выросла с 12,70 рублей до 14,70. Неизменной остались лишь оптовые цены для крупных торговых сетей «Магнит» и «Агрокомплекс Выселковский». За счёт большого оборота продукции в этих торговых сетях розничная цена осталась пока прежней.

По словам Натальи Ботнарук, Ейск, на фоне всей Кубани по цене на хлеб, выглядит неплохо. Сразу после подорожания сырья и увеличения тарифов на коммунальные услуги (предприятие как никто зависимо от стоимости электроэнергии) хлебзавод провёл мониторинг цен на «кирпичик» в других районах. Самая высокая отпускная цена в Армавире – шестисотграммовая буханка продаётся за 20 рублей. Почти 17 рублей оптовая стоимость хлеба в Адлере, 15 рублей в Геленджике, Анапе, Краснодаре.

Мука из твёрдых сортов пшеницы подорожала ещё сильнее, чем зерно. Для выпуска хлебопекарной муки, соответствующей действующим стандартам, необходима пшеница с повышенным содержанием клейковины. На мукомольных предприятиях она составляет до 60 процентов от перерабатываемых объёмов зерна. Как раз этой пшеницы сейчас на зерновом рынке не хватает.
«Мы стараемся искать муку и по качеству, и по цене соответствующую. Для этого связываемся с мукомольными комбинатами Ростовской области, Оренбурга. На Кубани мука гораздо дороже», – говорит Наталья Владимировна. Поэтому стоимость «кирпичика» в Ейске гораздо ниже, чем в других городах края.

Всего доля «социального» хлеба – «кирпичика», составляет 70 процентов от всей выпечки завода. Что значит «социальный»? Официально такого термина нет. По идее это хлеб, доступный населению даже низкой покупательской способности. Государство требует не поднимать на него цены. Но тогда нужны дотации. Как должно работать производство, если себестоимость буханки составляет 13-14 рублей, а хлебозавод отпускает её оптовикам ещё дешевле, и государство не вкладывает ни рубля? Хлебопёков сложившаяся ситуация тревожит. Выручает дополнительный ассортимент, например, «кондитерка», за счёт которой покрывают расходы. «Мы, по мере возможности, стараемся держать цены на доступном большинству населения уровне», – говорит Наталья Ботнарук.