Татьяна ШЕКЕРА.

На вопрос, «как дошёл до жизни такой», Виталий отвечает конкретно. «Началось вот с этой пальмы, – показывает раскидистую красавицу в кадке. – Двадцать лет назад купил в цветочном магазине вот такой крохотной, – отмеряет пальцами. – А там… пошло-поехало».

Виталий Александрович Мороз живёт почти в оранжерее. Знакомит: «Саговая пальма, каладиум, папоротник, кактусы, монстера, глоксиния, шефлера, строманта, гардения, китайская роза…» Десятков пять питомцев – нежных и колючих, с зелёными и пурпурными листьями, цветущих и «взявших передышку» – на полу и на подоконниках, в горшках и в кадках. Есть ли у него любимцы? «Да все любимцы! Не любил бы – не разводил. Хотя, пожалуй, всё же есть. Глоксиния – белая, красная, фиолетовая. Купил в магазине клубень, глоксиния выкинула два цветочка. Прошёл год – опять всего лишь два. Мне стало это надоедать, о чём однажды «высказался». И вдруг на третий год она как зацветёт – огромный белый шар на подоконник не вмещался. Как будто что почувствовала».

– Верите, что растения читают наши мысли?

– Не верил. А теперь засомневался, – смеётся. – Но всё же, когда меня убеждают, что «с цветами надо разговаривать» – отвечаю, что ещё и делать что-то надо! Иногда жалуются, что у кого-то цветы не приживаются – мол, рука тяжёлая. Но разве в «руке» причина, когда берёшь цветок, а от пересохшей земли пыль идёт? Кто-то говорит, что уход за комнатными цветами – дело сложное. А я считаю, что всё сложно, если дело хорошо делать.

Как врач во время обхода пациентов не оставляет без внимания малейшие симптомы, так и Виталий. Чуть листок изменился – ищет причину в «Энциклопедии комнатного цветоводства». Уход за цветком должен соответствовать всем параметрам – тень, полутень или яркое солнце, полив – обильный, редкий, умеренный. Как говорится, всё на научной основе. «Пациенты» чувствуют себя прекрасно. Удивляют щедростью. К примеру, для гиппеаструма три цветка – норма. А у Виталия он выгнал две «стрелы» с шестью и с пятью алыми цветками. Зелёные питомцы радуют Виталия «по графику» – зимой и летом. И если кактус, цветший каждый год, вдруг не расцвёл, наверно, «деток» отделять пора. Виталий не продал ещё ни одного цветка. Он только дарит. И только тем, в чьём добром отношении к цветку уверен.

Цветов в этом доме много. И не только комнатных. Но и во дворе, и ещё на подступах к двору. Что живёт здесь цветовод – понятно сразу. Лилии и калы, каны и лилейник, больше трёх десятков видов роз и море гладиолусов – лучшие выписывает из челябинского питомника.

…Для чего разводят «бесполезные» цветы? Почему в их окружении нам светло, спокойно, и не только ссориться – голос повышать не хочется? Даже и неловко… перед красотой. Может быть, цветы меняют нас?