Ейским потребителям электроэнергии и воды при заключении договоров не выдают на руки стандартный документ, подписанный обеими сторонами. Человек получает на руки только квитанцию, а коммунальщики объясняют: первая оплата услуги автоматически подтверждает наличие договорных отношений. Дескать, зачем вас обременять лишними бумажками? 

В связи с этим некоторые жители почему-то решили: нет письменного договора – нет и обязанности платить за услугу.

Почему без договора отдельные ейчане включают свет в квартире, открывают воду. Уж не воровство ли это? И чтобы таких споров не было, обратимся к  Гражданскому кодексу, он напрямую говорит о том, что договор не обязательно должен заключаться в письменной форме.

Эту норму положил в основу решения Верховный Суд, который разбирал спор частного лица и энергетиков.

Владелец недвижимости настаивал, что договор на приобретение ресурса он заключил с поставщиком только в 2019 году, а значит, до этого не обязан платить за электричество.

Суд согласился  – да, письменного договора не было. Однако главный принцип в гражданском праве – добросовестность. Стороны любой сделки должны действовать добропорядочно и не допускать уклонения от своих обязательств по формальным причинам.

Для этого даже есть юридический термин «фактические договорные отношения» – это когда стороны не заключили письменный договор, но действовали по отношению друг к другу так, что создавалось впечатление, что они вступили в сделку.

 Судите сами: поставщик завёл вам в жильё электрический кабель, вы знаете, что энергия – не бесплатное удовольствие. Да, письменного договора нет, но есть действия двух адекватных субъектов, согласно которым один предлагает благо, а второй его потребляет. Вот и сложился договор по факту.

Ещё закон запрещает вести себя непоследовательно в сделке. Нельзя какое-то время потреблять ресурс и платить за него, а потом отказаться оплачивать, заявляя, что письменного договора не было. Суды гарантированно заставят вас оплатить, т.к. ранее вы вели себя так, будто у вас есть сделка, но ведь ничего с тех пор не изменилось. Верховный Суд тоже усмотрел в действиях энергетиков фактические договорные отношения.