Антон ПРАВДИН.

Слово «фортепьяно» – составное из итальянских: «forte» – громко и «piano» – тихо, – означает ударно-клавишный струнный музыкальный инструмент. Похоже, он исчезает из нашей жизни, как клавесин или фисгармония. Желающих научиться игре на фортепьяно становится всё меньше.

Словосочетание «игра на фортепиано» вызывает ассоциации лёгкости, развлечения, некой забавы. И действительно, у настоящих музыкантов руки легко «порхают» по клавишам, извлекая из них волшебные звуки. И только профи знает, чего стоит эта лёгкость…

Характер, терпение и усидчивость, напористость определяют силу личности человека. А формируются они в детские, школьные годы, когда ребёнок активно познает мир, ищет себя в нём. Многие припомнят, что в детстве любили рисовать, танцевать, или петь, но вот как-то не получилось этим заняться серьёзнее. Родители не отдали в школу искусств, либо сами не захотели. А ведь детское увлечение могло бы стать если не профессией, то серьёзным хобби – своеобразным антидепрессантом во взрослой жизни.

Интенсивность сегодняшнего общего образования заставляет родителей оберегать детей от дополнительных умственных нагрузок. Организуя досуг ребёнка, они отдают предпочтение спортивным секциям, цирковым или танцевальным кружкам. Учёными давно определено, что человек использует лишь малую долю всех возможностей своего мозга, который нуждается в постоянном развитии. А при игре на фортепиано одновременно работают области мозга, отвечающие за память, внимание, слух, моторику рук.

Часто родители считают, что музыкальное обучение не нужно их ребёнку, ведь он всё равно не станет пианистом. «Беседовала с родителями талантливого выпускника, убеждала их в том, что ребёнку нужно поступать в музыкальное училище. На что получила в ответ: «Сколько он будет зарабатывать?» Родители из желания добра своему ребёнку категорически против музыкального образования… И здесь нечего возразить», – сетует Наталья Викторовна Мануйлова, заместитель директора по учебной части.

Галина Николаевна Карайченцева, директор детской школы искусств станицы Ясенская развивает тему: «Сегодня у юных свое представление о престиже профессий. В моде, например, дизайнеры. Есть дети, которые после окончания художественного отделения нашей школы учатся на дизайнеров в Ростове, Краснодаре, поступают в архитектурные институты… А после класса фортепиано выбирают профессии, чаще всего с музыкой никак не связанные».

Ирина Анатольевна Осенняя, преподаватель по классу фортепиано Ясенской ДШИ, отмечает, что численность учащихся в учреждениях образования на селе сокращается и связывает это с демографической ситуацией и миграцией молодёжи в города. Классы фортепиано в городах ещё комплектуются, а на селе ситуация значительно хуже.

Педагоги вспоминают, что в советские, «доперестроечные» времена дать детям хотя бы начальное музыкальное образование во многих семьях считалось необходимым для воспитания гармоничной личности, культурного человека. Желающих поступить в музыкальную школу было намного больше, чем мест, особенно на фортепьянном отделении. Детей отбирали по конкурсу.

Сегодня для будущего ученика достаточно его желания и согласия родителей. Получается, что падение интереса к классам фортепиано напрямую связано с изменением приоритетов в обществе,– и это, несомненно, через родителей отражается на детях. Заметно меняется отношение к классической культуре вообще. Многих она пугает, кажется сложной, непостижимой и неактуальной.

В противоположность классике современная культура основывается на краткости, смысловой поверхностности, легкости восприятия и создаёт так называемый «фаст фуд» для ума: выпуск романов и повестей поставлен на конвейер, часовые произведения для симфонического оркестра заменяются трёхминутными компьютерными песенками о любви. На смену музыкальным инструментам пришли компьютерные программы для создания мелодий, где нет необходимости в знании нотной грамоты и музыкальных форм, нет места творчеству.

«Видела в Интернете объявления: «Быстрое обучение игре на синтезаторе», «Краткосрочные курсы игры на гитаре»… На каком угодно инструменте… Человек может включить компьютер, сесть за инструмент и сам для себя научиться играть», – говорит Наталья Викторовна Мануйлова. Но эти краткосрочные курсы не предполагают изучение таких дополнительных дисциплин, как музыкальная литература и сольфеджио, которые преподаются в музыкальной школе, не оттачивают технику.

Опираясь во многом на классические основы, музыкальное образование отстаёт от современных общеобразовательных методик, основанных на игре с ребёнком. Когда в общеобразовательной школе появляется интерактивная доска, школа искусств не может ответить появлением синтезаторов в классах. И дело не в недостаточном финансировании (хотя и это немаловажно), а в том, что искусственный звук очень сильно отличается от настоящего, струнного, поэтому не может заменить оригинал.

«При несомненных преимуществах русского музыкального образования, его веками выверенной структуры и методологии, нельзя не отметить, что, достигнув высочайших результатов в производстве талантливейших профессионалов, оно так и не сумело справиться с проблемой общей музыкальной безграмотности большинства», – рассуждает в своей статье «Музыка делает нас умнее» на персональной странице в интернете, Ольга Васильевна Филиппова – преподаватель фортепианного отделения Ейской ДШИ.

Последние 6-7 лет в Интернете немало говорят о кризисе школы искусств как социального института и постепенной её трансформации в учреждение для досуга детей, где они при желании могут узнать о мире искусства и творчества гораздо больше, чем в общеобразовательной школе. А пока всё держится на преподавателях, которые стараются заинтересовать детей концертами, конкурсами, поездками по стране.

«Всё держится на энтузиазме учителя. Но этого хочется, потому что это интересно, потому что видишь, как дети развиваются, растут, загораются музыкой, потому что ездишь с ними на конкурсы, сам чему-то учишься и видишь, сколько талантливых детей по стране. Смотришь на них и задаёшь себе вопрос: «Как?! Как при всей нашей массовой культуре эти дети могут быть такими? С такими глазами, с такими… не лицами, а ликами!!!» – говорит Ольга Васильевна. И напоследок ещё одна цитата Филипповой: «Мир музыки эквивалентен тому, к чему в идеале стремятся родители, занимаясь воспитанием детей. Любое воздействие творчеством стимулирует проявление способностей».