Галина ЛОГУНОВА, заслуженный учитель РФ.

Сегодня исполняется 40 дней со дня смерти Евгения Александровича Котенко – Почётного гражданина города Ейска, учёного, писателя, поэта, члена Союза писателей России, гуманиста и патриота. Трудно примириться с фактом смерти этого удивительного человека, неутомимого труженика, как и трудно измерить его духовную энергию, воплощённую в богатом творческом наследии писателя, проникнутом любовью к своей малой родине и землякам-ейчанам.

«Только в Ейске моём…»

Все эти дни очень часто воспоминания возвращают меня в то время, когда Евгений Александрович был полон сил, творческой энергии, а благотворное влияние на ум и сердце его самобытных произведений о родной земле и земляках помогало легче переносить жизненные невзгоды. Моё первое знакомство с творчеством этого талантливого человека произошло в конце восьмидесятых. В Ейск, к новому месту службы мужа-офицера, мы прибыли в январе из морозной и снежной Сибири. И сразу попали под «южный» проливной дождь, размывший улицы настолько, что до съёмной квартиры (недалеко от центра) пришлось добираться по колено в грязи, с трудом перешагивая глубокие колеи, непреодолимые для транспорта. Такая погодная неприветливость, длившаяся, казалось, бесконечно, да ещё полное отсутствие в продаже овощей и фруктов, о которых мы так мечтали сибирскими вечерами (ведь ехали на юг!), укрепляли нашу решимость ещё раз сменить место службы. Но ни служба мужа, ни школа, где я стала работать сразу по приезде, осуществить наши планы в ближайшие годы не позволили.

И как знать, сколько бы ещё продолжалось такое упадническое настроение, не приди я со своими учениками на творческую встречу с поэтом Е.А. Котенко. Евгений Александрович читал свои стихи о Ейске. И все мы подпали под обаятельную, удивительную искренность и влюблённость этого человека в свой город, в свою землю, в людей, проживающих на ней. Своим вдохновенным словом, задушевностью лирических строк он пробуждал у слушателей светлые чувства, наполнял сердца добротой и любовью к предмету его восхищения, без всякого назидания как бы подсказывал нам не проходить мимо неброской красоты родных мест, видеть в ней своё, заветное. Да и как можно было вслед за автором не восхититься городом, в котором «прямые улицы впадают в синь залива», «бродят бризы в рощах абрикосовых» и «нараспашку праведные души», где «над лиманом небо – чашей, солёным ветром грудь полна» и где окружающие степи «зерном изобильны – пшеничкой кубанской отличной»? Тогда же впервые я услышала стихи о знаменитой ейчанке – актрисе Нонне Мордюковой, которой в юности, по её признанию, «Ейск казался Парижем, центром моды, городом мечты», и всю жизнь для неё не было «милей и ближе приазовских наших берегов». Можно ли было после всего услышанного оставаться равнодушным к уникальности места, где мы оказались, и не познакомиться поглубже с поэтическим творчеством Евгения Александровича Котенко. Когда же по прошествии некоторого времени после этой встречи к нам в гости засобирались приехать сибирские друзья-однополчане и попросили описать Ейск, я им просто отправила стихотворение Евгения Александровича «Только в Ейске моём», теперь уже известное всем, а тогда только что написанное поэтом. Скажите, у кого ещё можно встретить в описании города такое родное и близкое каждому ейчанину: «Где найдёшь на земле ты такой городок – хлебосольный приём, юморной говорок, и вареники с вишней, и чудо-борщи – кроме Ейска нигде на Земле не ищи», и где ещё «солнце бродит в садах абрикосов и слив, из лимана встаёт, а садится в залив»? И сегодня, проживая в Ейске уже без малого четверть века и любя его всей душой, я безмерно благодарна Евгению Александровичу за радость первой и последующих творческих встреч, одухотворённых его искренней любовью к своей малой родине.

Завещал учителям

А воспоминания вновь ведут меня вспять, на августовские педагогические конференции городского управления образования, на которые каждый год из Москвы с новой книгой стихов или прозы приезжал Евгений Александрович Котенко. Яркие, эмоциональные, не лишённые чувства юмора его выступления неизменно вызывали у педагогов живой интерес, пробуждали чувство сопричастности к родному, близкому и в то же время неизмеримо великому, как велики дела и свершения наших выдающихся ейчан – героев его книг. Через наши конференции на суд читателей Евгений Александрович вынес многие свои произведения, ставшие бесценным вкладом в историческое и литературное краеведение, необходимым пособием по кубановедению. Среди них сборники стихов («Лира Меотиды», «Душа живая», «Нагорные мотивы», «С Солнцем в крови», «На околице века», «Строки странствий», «Откровения», «Где уран – туда пора», «Здравствуй, Ейск!») и художественно-документальные произведения о талантливых людях, чьи судьбы связаны с Ейском («Архитектор Борис Тхор», «О тех, кто лаврами увенчан», «Богатырь всея Руси», «Замечательные люди города Ейска», «Витязей крылатых командарм», «Ейские тайны Казимира Малевича», «Основатель Ейска Воронцов», «Наша Нонна», «Шолохов и Бондарчук», «Памятник Сергею Бондарчуку в Ейске»). Свою огромную миссию по воспеванию отчего края, по собиранию уникальных фактов жизни прославленных земляков-ейчан Евгений Александрович выполнял, как он сам говорил, не ради личной утехи, а ради того, «чтобы молодое поколение не превратилось в Иванов, не помнящих родства, а знало свои истоки, воспитывалось в любви к родной приазовской земле и её древней истории, гордилось знаменитыми соотечественниками». А вот дело воспитания этих чувств у подрастающего поколения с использованием ярких образцов служения Отечеству земляков-ейчан он доверял (а теперь уже можно сказать – завещал) учителям, педагогам, о которых в одноимённом стихотворении с уважением писал: «Он за правду воитель, факел юных дорог, скромный школьный учитель, господин Педагог». В то же время Евгений Александрович беспокоился о том, что «вовсе редкостно уменье, особый дар: со школьных встреч своим восторженным гореньем учеников сердца зажечь».

Не предать забвению

Живя и работая в Москве, Евгений Александрович каждое лето проводил в Ейске, где он родился и вырос, откуда ушёл в большую жизнь и где, как мы теперь знаем, завещал похоронить себя. «Я, ейчанин с московской пропиской, снова к родине сердцем припал», – сказал он в одном из стихотворений. И эта его сердечная связь с родимой стороной, желание сделать всё от него зависящее для её духовного обновления, для привлечения к ней внимания жителей других регионов не позволяли ему почивать на лаврах, прекращать активную деятельность для её блага. Сколько душевных и физических сил потратил он в последние годы на то, чтобы воплотить в жизнь свои идеи по созданию в Ейске памятников прославленным землякам, проведению в нашем городе кинофестиваля, открытию мемориальной доски С.Ф. Бондарчуку. И всё это удалось сделать благодаря его умению заинтересовать целесообразностью своих идей высокопоставленных лиц, деятелей культуры, спонсоров и меценатов, привлечь талантливых скульпторов.

А в прошлом году он принимал участие в проходившем в Москве всероссийском конкурсе произведений о малой родине, где представлял свою книгу «Земляки мои ейчане». Рецензию же на книгу (это являлось обязательным условием конкурса) Евгений Александрович доверил написать мне. Боясь не оправдать его доверия и подвести, я, читая с карандашом в руках, сделала этот энциклопедический, более чем 600-страничный труд писателя своей настольной книгой. И она увлекла меня так, что и сейчас я иногда обращаюсь к ней, перечитывая наиболее поразившие меня судьбы ейчан и замечательные стихи, завершающие многие его очерки. А в конкурсе Евгений Александрович со своей книгой занял первое место (и это в 81 год!). Даже уже тяжелобольной, он продолжал работать над новой книгой «Поддубный – Чемпион Чемпионов», которая была издана в декабре 2011 года. Книга стала последним даром этого солнечного человека дорогим его сердцу землякам. По отдаче родному городу, увековечиванию его уникальной истории и знаменитых ейчан, личному активному участию в возрождении Ейска как культурного центра Евгений Александрович Котенко поистине совершил духовный подвиг. Чтобы не предать забвению всё, что он сделал, ответной благодарностью ему от ейчан должен стать, по моему глубокому убеждению, отлитый в бронзе памятник.

Говорят, что погасшая на небе звезда ещё долгие годы продолжает излучать свет. Евгений Александрович ушёл от нас навсегда в вечность, но его книги, его стихи, наполненные теплом и задушевностью, будут ещё долго согревать сердца читателей, освещать путь к познанию своей малой родины, своего отчего края.