МВД РФ высказалось за принудительное лечение от алкоголизма. Новый закон вступит в силу в 2013 году. О том, насколько необходимо его принятие для Ейского района, рассказала старший участковый уполномоченный отдела МВД Елена ГОРОДНИЧЕНКО.

– Если сравнить первые месяцы прошлого и этого года, рост преступлений, связанных с употреблением алкоголя, налицо. В том числе – со смертельным исходом, когда из жизни уходят и молодые люди, и старики. Например, 22 февраля в станице Должанской две девушки и молодой человек, который являлся другом одной из них, отмечали наступающий День защитника Отечества с большим изобилием спиртного на столе. В результате вспыхнула сцена ревности, в финале которой страна недосчиталась одного защитника 1973 года рождения. Его мгновенная смерть наступила от удара ножом, вдруг оказавшемся в недрогнувшей руке подруги. Девушка попала прямо в сердце, с одного удара…

– А насколько сильны и точны «удары» полицейских по «губителям душ» – самогонщикам? Успешна ли борьба доблестных сотрудников Ейского ОВД с «повелителями зелёного змия»?

– Число граждан, наказанных за реализацию домашнего самогона, также возросло. Помимо самогонщиков, появилась новая категория «алкогольных дел мастеров». «Народные умельцы» покупают технический спирт (который, как известно, не предназначен для употребления внутрь!), разбавляют его водой и продают, напрочь пренебрегая не только традициями отечественного самогоноварения, но и здоровьем своих весьма многочисленных клиентов. Однако не будем забывать при этом, что, выражаясь языком наших подопечных, «башню сносит» даже от экологически чистого самогона…

– К сожалению, лечиться от злостного недуга «обладатели снесённых башен» не спешат…

– Сейчас без добровольного согласия алкоголика на лечение никто не имеет права забрать. Он должен подписать документ и сказать медикам, что ложится в стационар по доброй воле. Такие у нас сегодня законы! Очень надеюсь, что новый закон будет работать и мы сможем помочь большому числу людей. В первую очередь, родственникам пьющих. Ведь сами алкоголики обычно себя таковыми не считают… Жестокое убийство было совершено в Ейске в марте. Неработающий сын убил мать-пенсионерку за то, что не дала денег на бутылку. Потом соседям горестно сообщил, что мама умерла. Однако судебно-медицинская экспертиза установила у женщины 1933 года рождения множественные переломы рёбер с повреждением лёгкого, черепно-мозговую травму. Мама была до смерти избита пьяным сыном… А в Широчанке не так давно мужчина 1975 года рождения в ходе распития спиртного ударил ножом в живот сожительницу 1981 года рождения. Женщину спасти не удалось… На учёте в ОВД только в Ейске 26 точек торговли самогоном, с притонами (жильё предоставляется для распития спиртного) их 29. Кстати, средний возраст самогонщиков «помолодел». Если раньше этим занимались бабушки, сейчас к «процессу» подключается «безработная молодёжь». Среднестатистический самогонщик зарабатывает в день тысячу рублей. Так вот, если самому старшему самогонщику, живущему в Ейске на ул. Павленко, 84 года, то младшему (он из посёлка Советского) едва минуло 40 …

– Как работали ЛТП в советские времена?

– Суды направляли больных в лечебно-трудовые профилактории, где их принудительно лечили от наркомании и алкоголизма. Срок пребывания там варьировался от одного года до двух лет. И многие люди старшего поколения вспоминают об ЛТП с благодарностью. Тогда эти учреждения были частью системы МВД (а не здравоохранения) и давали возможность родным и близким алкоголиков хоть на время вздохнуть с облегчением. Соседи могли воздействовать «инструментом ЛТП» друг на друга, жёны – на мужей.

– Принудительное лечение от алкоголизма отменили в начале 90-х – на заре зарождавшейся в России демократии. А какие меры воздействия на пьяниц применяются в развитых странах – добровольные или принудительные?

– В США, например, где высокоразвитое гражданское общество, если полицейский видит на улице пьяного человека, он обязывает его в течение двух месяцев посещать лекции о вреде алкоголизма. Если же социальная служба узнает, что один из родителей часто бывает «под мухой» в присутствии детей, то детей забирают в интернат на время, пока отец или мать не пройдёт лечение. При этом никто не говорит о нарушении прав и свобод алкоголиков!

– Получается, что у нас сейчас вообще нельзя привлечь пьяницу к принудительному лечению?

– Только в рамках уголовного дела… Вот и хлещут «горькую» до тех пор, пока не помрут от какого-нибудь суррогата или не покалечат кого-нибудь. И только тогда, по решению суда, горе-алкаша направят на принудительное лечение уже в места лишения свободы… «Лечение с принуждением» от алкоголизма необходимо для блага не только окружающих, но прежде всего – для самого человека, страдающего этим заболеванием.

Беседовала Ирина БОЙКО.