Олёна ЖОЛОБОВА.

Обещанием повысить зарплату на 30 процентов пока закончился конфликт между докерами и руководством ОАО «Ейский морской порт». Ранее 120 работников предприятия подали заявления об увольнении. На столь радикальный шаг, как они объяснили в письме, отправленном в СМИ, их толкнула низкая заработная плата, ухудшение условий работы и беспокойство за вредное влияние работы порта с нефтепродуктами на окружающую среду.

Больше двух недель длилось в интернет-пространстве бурное обсуждение поступка рабочих. Мнения разделились. Одни участники форумов поддерживали смелость поступка, внимание к которому было приковано даже на уровне руководства района. Другие считали, что коль не нравятся условия работы и оплата, то каждый волен выбирать себе другое место работы.

За хлеб насущный надо бороться. Никто в этом не сомневается. Условия рабочих в порту серьёзно отличаются от работы среднестатистических клерков, менеджеров среднего звена. Даже продавцы и официанты в Ейске вполне могут зарабатывать больше тех, кто сегодня тяжело работает физически. А ведь работа докера в своё время была одной из самых престижных по уровню заработной платы. Мой приятель зубами держался за место в порту. Работал с больной спиной, без выходных и отсыпных в жару и холод. Но когда заработок сначала престал расти, а потом даже пошёл вниз, ушёл искать лучшей доли. Случилось это пять лет назад. С тех пор успел поработать экспедитором, охранником, торговым представителем.Окончил курсы, сдал экзамены и сегодня служит в рядах службы спасения.

Это, конечно, единичный случай. Трудно представить, куда сегодня можно устроить более сотни человек в Ейске. Социальный взрыв, всплеск уровня безработицы – всё это не лучшим образом отразилось бы и на экономике района. Отсюда и внимание районного руководства. Ещё раньше на ухудшение условий труда портовых рабочих обратили внимание в профсоюзной организации порта. За подписью руководителя Николая Яковлевича Кенебас ещё в январе директору ОАО «ЕМП» и ООО «Директория – Новый морской порт» Андрею Панычеву было отправлено письмо. В нём констатировалось ухудшение морально-психологической обстановки на предприятиях в связи с низкой заработной платой, лишением премии при наличии больничного, отсутствием индексации оплаты труда. Уже тогда рабочие были готовы к забастовке. Профсоюз предложил руководству довести зарплату до достойного уровня, выплатить премии и тринадцатую зарплату, произвести индексацию зарплаты, ввести соответствующую работе в порту и прибыли предприятия систему премирования. Ответа руководителя не последовало. Уточню, профсоюз обратился к руководству по собственной инициативе: большинство докеров вышли из профсоюза. «Обидно, – говорит Николай Яковлевич, – что произошло это после того, как профсоюз с помощью прокуратуры добился перерасчёта зарплаты для работников «Директории». Каждому по решению суда может быть начислено от семидесяти до ста сорока тысяч рублей». Получили своё и вышли из профсоюза. Решили добиваться конкретной личной выгоды самостоятельно. А в следующий раз вообще миновали и профсоюз, и трудовую инспекцию, и службу занятости, где работает отдел по «трудным вопросам» выплаты руководством заработной платы. Таким путём идти долго. Через средства массовой информации сделать это можно громче и быстрее. Именно под давлением общественного мнения, думаю, руководство ЕМП пока пошло на уступки. Других рычагов повлиять на повышение зарплаты не было: зарплата у докеров выше прожиточного минимума и близка к средней по району. Какие претензии? Не устраивает – увольняйтесь. Возможно, к этому и вела политика руководства. «Предприятие модернизируется, – высказал своё предположение один из специалистов, попросивший не указывать свои имя и должность, – так или иначе определённое количество докеров пришлось бы сократить. При сокращении штата предприятию надо выплатить трёхмесячное выходное пособие рабочим и оплатить взносы в Пенсионный фонд. Даже по самым скромным подсчётам, компании это может стоить около десяти миллионов рублей». Увольнение по собственному желанию обойдётся куда дешевле. Сколько пройдёт времени, прежде чем докеры оценят, что прибавка в несколько тысяч рублей не обеспечит их финансового и психологического благополучия?

Сегодня в Ейске немало предприятий, где рабочие получают мизерные зарплаты. Некоторым и эти крохи не платят в срок. Обиженные рабочие одного из мебельных комбинатов написали заявления об уходе: «Пусть найдут других дураков дышать пылью за 10 тысяч рублей». Через неделю на предприятие приехали работники из ближнего зарубежья, для которых такая зарплата – предел мечтаний. Невысокая оплата труда рабочих – бич не только частных предприятий. Сколько работников вы видите сегодня на улицах города? Ещё осенью уборкой улиц, благоустройством клумб занимались столько людей в яркой спецодежде, что рябило в глазах. Сегодня на улицы выходить практически некому. Получать за свой труд пять тысяч рублей (правда, руководство в последнее время подняло оплату до семи тысяч) желающих мало даже среди гастарбайтеров.

Надо отдать должное докерам: они решились на активные действия и привлекли к себе внимание. Жаль, что они остались в меньшинстве. Достойная оплата труда рабочих в Ейске – повод собраться за «круглым столом» работодателям, руководителям отраслевых профсоюзов, экономистам, юристам, специалистам службы занятости, отдела труда. Пока каждый решает свои проблемы в одиночку, опытные спецы предприятий (получающие, к слову, не среднерайонную зарплату) найдут способ платить меньше без последствий. Если есть те, кто работает за копейки, стоит ли платить больше?