Игорь МАЛАХОВ.

Если Александр Григорьевич Емцев разговорится, то его уже трудно остановить или даже слово вставить. Про таких говорят: дверь перед ним закрой – в окно полезет. «Понимаешь, – почти кричит он, – в наше время, когда кругом безработица и маленькие зарплаты, очень важно научить людей зарабатывать самим. Что я и делаю, а они помогают». Это он о своих любимых осетрах.

От первопоселенцев станицы Камышеватской остались предания о том, что ещё два века назад Азовское море буквально кишело осетрами. Для их ловли не нужны были специальные снасти – на осетров просто выходили с дубинками. С тех пор многое изменилось. «Красной» рыбы в нашем море почти не осталось. Для поддержания популяции стали нужны государственные программы по выращиванию молодняка осетровых в искусственных водоёмах. Достигшая возраста рыба выпускается в море. Этой работой сейчас заняты целые предприятия, группы учёных. Возникла идея и о промышленном разведении осетров.

В хозяйстве Емцева в станице Должанской в небольшом водоёме с проточной водой плавают солидные рыбины с вытянутыми телами. Хозяин убеждён, что осетров можно разводить так же, как и свиней. «А когда вырастет – в море выпускать?» – наивно спрашиваю я. «Попробуйте только, – взрывается Емцев. – Для этого нужно быть уверенным, что осётр здоров, способен к воспроизводству. Таких закупает государство и выпускает в море». Емцев вообще взрывается по любому поводу – говорит ли он о разведении осетровых или о своей дружбе с учёными-биологами. При этом бегает вокруг заводи, размахивает руками и рассказывает, рассказывает, рассказывает… Энергия в нём бьёт ключом.

«Так что же делать с выросшим осетром?» – вновь пытаюсь добиться ответа. «Продавать, – отрезает Емцев. – На рынке осетрина знаете сколько стоит?» Я этого не знаю, но догадываюсь, что много. А Емцев уже сыплет цифрами, из которых можно понять, что разводить осетров выгодно. Вложив 750 тысяч рублей на простейшее оборудование и закупку небольшого количества мальков, уже через год можно получить доход в два с половиной миллиона. Под простейшим оборудованием понимается обширная ванна, расположенная рядом с водоёмом. Она – из материала, похожего на баннерное полотно. Понадобятся ещё различные шланги, насосы – вода постоянно должна быть чистая. Оказывается, в наших климатических условиях, следуя специально разработанным правилам ухода за рыбой, за год из малька можно получить килограммового осетра. Более двух килограммов его растить невыгодно. Осетрина дорога и большую рыбину просто никто не купит.

Сейчас у Емцева 250 особей девяти видов: русский осётр, севрюга. Есть один экземпляр очень редкого колхидского осетра. В последний раз такой был выловлен в природных условиях в 1939 году. Через месяц здесь будет две с половиной тысячи хвостов. Емцев сейчас раздумывает, где закупать такое большое количество мальков. И обустраивает новый водоём – хозяйство расширяется. Александр Григорьевич любит рассказывать о своих столкновениях с учёными, доверяющими ему своих мальков для разведения. «Приежают, ставят свои условия, кричат, – рассказывает он, – у каждого свои методы, а у меня – свои. Вот и спорим».

Лет пятнадцать назад Александр Емцев работал в Должанской спасателем. Можно сказать, что однажды вытащил из воды свою судьбу, когда спас тонущего профессора Юрия Хрусталёва – крупнейшего специалиста по экологии береговой полосы Азовского моря, под неусыпным вниманием которого находилось и разведение рыбы на Азовском побережье. Благодарный Хрусталёв поделился с Емцевым своими мыслями о промышленном разведении осетровых. С тех пор жизнь бывшего спасателя изменилась. Он не только устроил базу для разведения осетров у себя, в Должанской, но и стал специалистом, к которому обращаются для строительства подобных хозяйств. На заказ уже построил двенадцать и обдумывает предложение, поступившее из Абхазии: создать большое предприятие для разведения осетров. Кстати, колхидский осётр – презент от этих заказчиков. Надо думать, они сговорятся.